Педагогика и образование » Особенности лексической стороны речи у детей 5-6 лет со стертой дизартрией » Анализ результатов диагностики особенностей лексической стороны речи детей контрольной группы

Анализ результатов диагностики особенностей лексической стороны речи детей контрольной группы

Страница 4

Дети со стертой дизартрией не смогли подобрать синонимы к глаголам: «торопится, шагать, глядеть». Серьезные затруднения вызвали также прилагательное «радостный». Наименьшие затруднения вызвал подбор синонима к слову «доктор».

Анализ результатов показал, что с этим заданием в полном объеме не справился ни один ребенок со стертой дизартрией. Мы выявили следующие ошибки в подборе синонимов к словам.

Чаще всего дети пытались объяснить слово, охарактеризовать ситуацию, когда они сталкивались с данным понятием, например, «улица- машины», «я был в парке», «в парке карусели», либо расширяли значение синонима, например, «торопится - бежать». Иногда у детей мы наблюдали синтагматические ассоциации, например, огромный – дом, глядеть – глаза, шагать – по улице.

Цель диагностики по методике № 4 «Добавление одного общего слова к двум словам». Детям предлагались пары слов и общий вопрос.

Анализ результатов показал, что с этим заданием в полном объеме не справился ни один ребенок со стертой дизартрией. Некоторым детям со стертой дизартрией доступен подбор определений к наиболее простым парам слов, соответствующие семантическому полю.

В то же время у некоторых детей мы выявили большое количество слов, семантически несоответствующих слову - стимулу, либо не соответствующее вопросу: Дождь и снег (что делают?) – на улице

Фрукты – овощи (какие?) – продают в магазине

Иногда дети придумывали не одно общее слово, а к каждому слову добавляли по слову: Шумит дождь, а дует ветер. Кошка мяукает, а собака лает.

Мы выявили также непонимание категорий одушевленности - неодушевленности, например, Одевается – обувается (кто?) – вещи, одежки.

Иногда ошибки были связаны с непониманием оттенков значения слов, либо называемое детьми слово подходило лишь к одному слову из пары: например, к паре «снег и дождь» дети подбирали общее слово «капает».

Встречались также ситуативные ответы, например, фрукты- овощи (какие?) – круглые. Уровень сформированности лексики по методике №4 – ниже среднего (2,6 балла).

Цель диагностики по методике №5 «Дополнение последнего слова в предложении» - исследовать возможность логичного продолжения предложений. Детям предлагались незаконченные логопедом предложения

Наиболее частыми у детей были ошибки логического характера, что говорит о незавершенности процесса образования семантических полей, а также недостатках вербального мышления (а именно аналогии), например, дети отвечали: «Кофта шерстяная, а шуба…пушистая», «Фрукты моют, а белье… весит», «Лимон желтый, а помидор…. круглый». Часто затруднения были связаны с трудностью актуализации антонима, например, большинство детей не смогли подобрать антонима к слову «Жидкий», дети отвечали: «Молоко жидкое, а сметана…. не жидкая».

Иногда ответы детей были другой части речи, например «Яйцо овальное, а шар….катится».

С данным заданием в полном объеме справились только 4 ребенка со стертой дизартрией, они верно продолжали предложение словом, подходящим по смыслу. Уровень сформированности навыка дополнения предложений также ниже среднего (2,2 балла).

После выполнения всех 5 заданий, направленных на выявление словаря, подсчитывалась уровень развития лексики детей с дизартрией, а также степень сформированности семантической структуры слова и лексической системности (см. таблицу 2.)

Таблица 2 Состояние лексической стороны речи детей контрольной группы.

ФИО

Оценка в методике, балл

Сумма

Степень

№1

№2

№3

№4

№5

1

Коля Ч.

2

1

1

3

1

8

1,6

2

Аня А.

3

3

3

3

3

15

3

3

Ваня К.

3

2

2

3

2

12

2,4

4

Боря В.

3

1

1

1

1

7

1,4

5

Юра К.

4

3

3

3

4

17

3,4

6

Женя Т.

3

1

2

3

2

11

2,2

7

Толя Р.

2

2

2

2

2

10

2

8

Юля С.

4

4

3

3

4

18

3,6

9

Люба З.

3

1

1

3

2

10

2

10

Ярик Л.

3

1

1

3

2

10

2

11

Витя Д.

3

2

1

2

1

9

1,8

12

Паша О.

4

4

3

3

4

18

3,6

13

Данил Р.

3

1

1

1

1

7

1,4

14

Рита Д.

3

3

3

3

3

15

3

15

Айрат Ш.

3

1

1

2

1

8

1,6

16

Лиля В.

3

2

1

2

2

10

2

17

Соня Т.

3

1

1

3

2

10

2

18

Маша Д.

3

3

3

3

3

15

3

19

Лена Б.

3

1

1

3

2

10

2

20

Даша Б.

3

2

2

3

2

12

2,4

Уровень

3,1

1,9

1,8

2,6

2,2

2,3

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Формирование представлений о величине
Обучение сравнению размера предметов. Трехлетние дети самостоятельно не выделяют в предметах свойства. Все различия вещей по размерам они характеризуют словами большой или маленький, т. е. словами, которые используют для обозначения соотношений вещей по объему в целом, не пользуются словами, позвол ...

Анализ посещенных занятий
Современный урок - это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема, поэтому каждый конкретный учитель, руководитель определяет для себя те формы, которые для него наиболее приемлемы, соответствуют той парадигме, в которой он осуществляет свою деятельность. Для успешного применен ...

Технология педагогического общения
Продуктивность педагогической деятельности во многом предопределяется уровнем овладения учителем технологией педагогического общения. Анализ педагогической практики показывает, что многие серьезные затруднения в решении задач обучения и воспитания возникают из-за неумения учителя правильно организо ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.345