Педагогика и образование » Федеральный интернет-экзамен как инструмент мониторинга в системе образования » Мониторинг образования: его роль в реализации социальных функций образования

Мониторинг образования: его роль в реализации социальных функций образования

Страница 5

В соответствии с выделяемой областью изменяется набор необходимых показателей, регистрируемых в процессе мониторинга. Мониторинг образования может проводиться по следующим направлениям:

1) оценка эффективности управления школой, кафедрой, факультетом (учебный план, общая документация, протоколы собраний педагогического коллектива и пр.);

2) уровень квалификации педагогического персонала (личные дела учителей, преподавателей, планы повышения квалификации и оценка качества работы и т. д.);

3) качество преподавания каждой дисциплины (изучение качества учебных программ; используемые учебные материалы, весь УМК);

4) качество знаний учащихся (тестирование учащихся; анкетирование учащихся и родителей в отношении удовлетворенности получаемыми знаниями и навыками);

6) определение материального и технического обеспечения учебного заведения, подразделения, (в том числе степень оснащенности учебного процесса техническими средствами) и так далее.

В целом можно говорить только об общих принципах проведения образовательного мониторинга. Принципы проведения наиболее полно сформулированы в рамках экологического мониторинга. Не все они применимы в сфере образования, да и в социальной сфере в целом.

Принцип проблемной организации существует в противопоставление идее тотального мониторинга. Программа исследований и наблюдений разворачивается только по определенной проблеме, региональный мониторинг состоит из пакета проблемно организованных программ. Такая организация оставляет возможность для постановки новых проблем и развертывания новых программ. Этот принцип нельзя воспринимать как универсальный. Для части систем мониторинга в большей мере подходит фоновый или управленческий мониторинг.

Принцип развития (открытости для развития) - завершенности выполнения, проектов и создания новых. Он не может быть распространен на большое количество систем мониторинга, поскольку существуют устойчивые задачи функционирования систем, для которых важна стабильность и многолетние результаты с целью прогнозирования или уточнения прогнозов.

Принцип приоритета управления. В триаде "управление - мониторинг - экспертиза" управлению принадлежит ведущая роль, мониторинг и экспертиза являются очень важными, но обеспечивающими блоками. Управление разрабатывает целевые установки и намечает контуры проблемы, экспертиза выступает в качестве средства против возможной профессиональной узости решения проблемы. Одним из результатов мониторинга являются знания, передаваемые для принятия решений.

Принцип целостности - неразрывность триады "управление - мониторинг - экспертиза".

Принцип информационной открытости. Информационная открытость не может быть принципом любого мониторинга. Получение информации для открытого доступа и информации только для системы управления имеет разную мотивационную основу и может смещать оценки, получаемые при обследовании социальных систем. Часть информации об образовании носит частный, приватный характер, разглашение ее способно нанести вред личности.

Принцип оперативности - оперативности переработки и выдачи информации и оперативности принятия решений. Оперативность - существенный признак мониторинга, и он может рассматриваться как универсальный принцип.

Результатом проведенных действий будет компактная, емкая информация (верхушка пирамиды мониторинга), на основании которой руководитель может уверенно принять решение о стратегии дальнейшего развития. В основании этой пирамиды лежат системы: изучения и учета социально-политических изменений и требований общества к историческому образованию, постоянного контроля, информационного обеспечения управления и экспертизы.

Технологическая цель мониторинговых исследований заключается в том, чтобы определить, насколько учебный процесс отвечает установленным требованиям и стандартам качества обучения и воспитания.

Таким образом, мониторинг системы образования на уровне вуза преследует цели сбора информации о педагогическом процессе, с тем, чтобы предоставить возможность независимой оценки и внешнего контроля деятельности учебного заведения, обеспечить всех заинтересованных субъектов объективной информацией. В части обеспечения объективности информации и прозрачности деятельности вуза образовательный мониторинг функционально значим при аккредитации и аттестации вуза. Он обеспечивает государственные органы, управленцев всех уровней вполне обрабатываемой информацией, необходимой для принятия управленческих решений, согласно требованиям Болонского процесса. Одним из видов образовательного мониторинга (в плане оценивания полученных знаний) выступает федеральный интернет-экзамен, который подробно рассмотрен в следующем параграфе.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Еще по теме:

Использование игровых приемов в процессе ритмических движений
В музыкальном воспитании детей очень большое значение имеют музыкально-ритмические движения. Основой ритмических движений является музыка, ...

Задачи литературного чтения, основанные на требованиях ФГОС начального общего образования
На смену примерным программам начального общего образования внедрили новую систему образования – ФГОС второго поколения . Новые требования ...

Отношение преподавателей УдГУ к федеральному интернет-экзамену в сфере профессионального образования
Удмуртский государственный университет участвует в федеральном интернет-экзамене с 2005 года, что позволяет говорить об определенном опыте ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru