Педагогика и образование » Федеральный интернет-экзамен как инструмент мониторинга в системе образования » Мониторинг образования: его роль в реализации социальных функций образования

Мониторинг образования: его роль в реализации социальных функций образования

Страница 3

5) оценочно-прогностическая: дискретный процесс сравнения получаемой в ходе мониторинга информации с контрольными точками и предполагаемым конечным результатом обучения.

Существующие системы мониторинга в образовании можно условно группировать по нескольким основаниям. Возможна классификация по используемым для проведения мониторинга средствам: педагогический, социологический, психологический, медицинский, экономический, демографический. Возможна классификация по иерархии систем управления: школьный, районный, областной (региональный), федеральный.

Представляется чрезвычайно важной классификация по основаниям экспертизы:

динамическая, когда в качестве основания для экспертизы служат данные о динамике развития того или иного объекта, явления или показателя;

сравнительная, когда в качестве основания для экспертизы выбираются результаты идентичного обследования других образовательных систем;

комплексная, когда используются несколько оснований для экспертизы;

безосновная, когда для анализа используются результаты, полученные в одном исследовании.

По степени наличия «управленческой» составляющей можно выделить следующие виды мониторинга:

информационный – сбор, накопление, систематизация и возможно распространение информации, не предусматривает проведение специально организованного обследования на этапе сбора информации;

базовый (фоновый) – выявление новых проблем и опасностей до того, как они станут осознаваемыми на уровне управления;

проблемный – выявление закономерностей, процессов, опасностей, тех проблем, которые известны и насущны с точки зрения управления (осуществляется по заказу органа управления);

управленческий – отслеживание и оценка эффективности, последствий и вторичных эффектов, принятых в области управления решений.

Применение образовательного мониторинга на практике позволяет выделить несколько систем его использования. Следует отметить, что все они локальны, общей системы мониторинга образовательной сферы не разработано.

Первая группа – это информационный мониторинг, связанный в непосредственным накоплением и структуризацией информации. Это системы мониторинга законодательной базы управления образованием, мониторинг средств массовой информации об образовании и другие.

Второе направление, это система мониторинга развития знаний учащихся, разработанная СИТО – Национальным институтом по оценке достижений в области образования Голландии. Во второй половине 80-х годов в Голландскую систему образования было введено понятие «Системы мониторинга за развитием знаний учащихся». Изначально данное понятие разрабатывалось для начальной школы. В общем смысле «Системы мониторинга за знаниями учащихся» могут быть определены как выбор инструментов оценки, позволяющий осуществлять долговременную оценку объёма знаний как отдельных учащихся, так и групп учащихся. Понятие мониторинговых систем за знаниями учащихся также определяется, как «конкретное средство для определения расхождений между прогрессом и целями, установленными школой, и для регистрации этого прогресса».

Такого рода система для начального образования включает в себя следующие элементы:

индикация долговременных учебных линий, в принципе охватывающих восемь лет начального образования, с конкретными конечными или промежуточными целями для различных учебных областей;

конкретный набор тестовых инструментов, регистрация системы регистрации прогресса – для учащегося и, если необходимо, для группы;

индикация стандартов для оценки прогресса.

Два или три раза в год каждый компонент материала учебного предмета должен быть поверхностно проверен для решения следующих вопросов:

решены ли образовательные цели;

демонстрирует ли учащийся удовлетворительное развитие по сравнению с предыдущими проверками;

демонстрирует ли учащийся удовлетворительное развитие по сравнению с учащимися своей группы или своего возраста;

существуют ли показания для усовершенствования работы учителя;

отвечает ли материал предмета уровню учащегося;

каковы сильные и слабые места учащегося.

Данная система мониторинга построена с использованием модели цель-результат с учетом процесса обучения. Основаниями для сравнения служат как динамические характеристики, так и сравнительные результаты относительно группы или возраста. В качестве объекта рассматривается изучение знаний отдельного обучающегося с возможностью распространения полученных результатов на учебные группы. Результаты мониторинга предназначены для использования как для принятия тактических управленческих решений по коррекции процесса образования, так и для выработки стратегических решений, а в качестве пользователей информации выступают педагоги и администраторы.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Методика проведения дискуссии на уроке у старшеклассников
Дискуссия - это форма урока, которая призвана выявить существующее многообразие точек зрения участников на какую-либо проблему и при необходимости провести всесторонний анализ каждой из них, а затем и формирование собственного взгляда каждого ученика на ту или иную историческую проблему. В любом сл ...

Индивидуальные учебные задания по физике
Несомненна роль индивидуальных заданий в развитии у учащихся самостоятельности, инициативы, в воспитании у них интереса к чтению дополнительной, научно-популярной литературы, в развитии творческих способностей школьников и в приобщении их к исследовательскому труду. Содержанием индивидуальных задан ...

Отношение к индивидуальности ученика и проблема самостоятельности
Индивидуальный подход к учащемуся — особая область педагогического искусства. Педагог обязан учитывать индивидуальные особенности каждого ученика и стремиться развивать все лучшее, что есть в его даровании, выявляя его творческий облик. Успех работы педагога зависит от того, насколько глубоко прони ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2291