Педагогика и образование » Роль экскурсий в развитии наблюдательности у младших школьников » Наблюдательность как одна из психологических особенностей младшего школьного возраста

Наблюдательность как одна из психологических особенностей младшего школьного возраста

Страница 2

Наблюдения - важнейший источник знаний об окружающем мире. Они дают материал, основу, на которой строятся мыслительные операции. Поэтому наблюдения являются важным средством развития мышления детей. Велика роль наблюдений для развития устной и письменной речи учащихся. В практике школы содержание выполненных детьми наблюдений всегда использовалось для составления детьми устных рассказов, включалось в тематику сочинений.

Наблюдая предметы и явления в самой природе, учащиеся исследуют их всеми органами чувств и убеждаются, что они реально существуют, а не в нашем сознании.

Формируясь, расширяясь и углубляясь в процессе целенаправленной деятельности, практического действия, игры и т.д., восприятие само переходит в самостоятельную деятельность наблюдения. Так же как ощущение включено в восприятие, так и восприятие включается в процесс активного наблюдения.

Наблюдения способствуют эстетическому воспитанию младших школьников. Общение ребенка с природой - это могучий источник развития эмоций. Хороший эффект в формировании эстетических вкусов детей дает развитие воображения детей, их фантазии в процессе наблюдений.

Наблюдение как восприятие тесно связано с мышлением, поскольку основная форма чувственного познания, в результате которого человек накапливает факты, представления о том или ином предмете или явлении, связана с мышлением. Наблюдатель делает выводы, обобщения, выделяет закономерности и связи.

Наблюдение характеризуется большой активности личности. Мы воспринимаем не все из того, что бросилось нам в глаза, а вычленяем наиболее важное и интересное для себя. Восприятие, внимание, мышление и речь объединяются при наблюдении в единый процесс.

В процессе наблюдения характеризуется очень важное качество личности - наблюдательность, т.е. умение подмечать в предметах и явлениях существенное, часто малозаметное, не выделяющееся из окружающего. Но именно это малозаметное нередко и важно для понимания того или иного предмета, явления.

Ясно, что такое умение является весьма ценным качеством личности. Мир наблюдательного человека всегда богат яркими впечатлениями и представлениями. Такой человек отличается более широким кругозором. Характерным признаком наблюдательности является быстрота, с которой воспринимается что-либо малозаметное. Для развития наблюдательности необходимо активное и целенаправленное восприятие. Наблюдательность приобретается в жизненном опыте, предполагает любознательность, пытливость. Развитие наблюдательности - важная задача формирования адекватного восприятия действительности.

Наблюдательность развивается постепенно в процессе направленной деятельности ребенка, постоянных, систематических упражнений. Все это имеет немаловажное значение для развития мыслительной деятельности ребенка, выработки у него логического мышления, желания познавать окружающий мир.

Задача развития наблюдательности особенно успешно решается, если при организации наблюдений до учащихся доводятся цель и способы (приемы) наблюдений, указывается их последовательность в виде конкретных заданий и формы фиксирования результатов наблюдений. Именно с учетом этих требований и рекомендуется использовать наблюдения.

Наблюдательность необходима человеку в любом виде деятельности. Наблюдательный человек видит в окружающей природе больше, точнее, а значит, и отличается более широким кругозором.

Такое качество личности у детей развивается постепенно. Учителя нередко ожидают, что маленький школьник уже обладает необходимой для обучения наблюдательностью, и строят работу на уроке в расчете на это. Тем не менее, не только первоклассники, но и школьники постарше зачастую не умеют наблюдать, замечать и выделять существенное в объектах и явлениях окружающего мира. Отсутствие наблюдательности снижает продуктивность и качество учебной работы школьника, уменьшает эффективность труда учителя. Это качество у школьников можно и нужно развивать, используя различные методы и приемы учебной работы.

Развитие наблюдательности - это одна из важных задач формирования познавательной установки и адекватной действительности.

Критерии развитости наблюдательности: способность к самостоятельному нахождению новых свойств, объектов, явлений в окружающей природной и социальной среде; восприятие не только отдельных объектов, чаще всего представителей животного и растительного мира, но и как можно большего числа объектов и, в конечном счете, целостное восприятие природного и социального окружения.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Методика проведения процесса эстетического воспитания учащихся на занятиях технологии кулинарии и результаты экспериментальной работы
Эксперимент проводился на базе Бараниковской средней образовательной школы № 43. В экспериментальной работе участвовали: доктор педагогичес ...

Организация взаимодействия психолога с родителями
Для успешного осуществления коррекционно-развивающей работы необходимо не только взаимодействие всех специалистов образовательного учрежден ...

Влияние Болонского процесса на содержание современного российского образования
Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы в рамках Болонского соглашения, с целью создания едино ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru