Педагогика и образование » Экспериментальное исследование использования дидактических игр на уроках русского языка » Использование дидактических игр как средства повышения интереса к русскому языку

Использование дидактических игр как средства повышения интереса к русскому языку

Страница 8

Присущие игре диагностическая, воспитательная развивающая и другие функции должны быть обязательно осознаны и освоены всеми специалистами начальной школы для того, чтобы избежать многочисленных случайностей, нелепостей и грубых ошибок, которые возможны при бессистемном, некорректном и просто неразумном включении игры в педагогический процесс.

Так, один – два раза использовав на уроке, случайно подобранные игры и не ощутив от этого какого-либо эффекта, кто-то из педагогов вполне может убедить себя в дальнейшей их бесполезности. Другие учителя сводят использование игры к строго дидактичным играм, например, используют их только для закрепления полученных на уроке знаний, умений и навыков. В этом случае игра принимает исключительно формальный характер и практически ничем не отличается от учебных заданий

Не менее вредит педагогическому процессу стихийное, бессистемное и неумеренное использование игр. Хорошо известно, что, если выбрать из всего арсенала педагогических средств, лишь одно, пусть даже самое удачное, и постоянно пользоваться только им, последствия могут оказаться прямо противоположными ожидаемым. Так, частое, без меры использование игр фактически превращает их в лучшем случае в игры формальные, или псевдоигры, которые уже давно наскучили и самому учителю, и детям, правомерно заслуживая их возмущения и отказа от участия в них.

Перечисленные ошибки являются наиболее типичными и пока еще достаточно часто встречаются при организации игр в начальной школе. Особенно они опасны в отношении детей с теми или иными предпосылками или признаками формирования неблагополучных вариантов развития. Ведь, по словам П.Ф. Лесгафта, «в громадном большинстве случаев не прирожденная тупость ребенка, а педагогические ошибки подготовляют ребенку горькую будущность, оставляя на его личности проявлениях и привычках неизгладимые следы нравственной порчи и умственного бессилия».

Выводы по главе 1

Вступивший в силу ФГОС НОО 2 поколения задает новые направления в поисках организации обучения младших школьников. Ведь правильно подобранные и хорошо организованные способы работы помогают формировать необходимые для последующей жизни компетенции; способствуют развитию универсальных учебных действий; содействуют укреплению здоровья школьников.

Использование потенциала игры в педагогической работе в значительной мере связано с профессионализмом и творчеством самого педагога. Для того чтобы успешно организовывать детские игры, он должен обладать своеобразным «чувством игры», развитым творческим воображением и, кроме того, определенным запасом знаний и практических умений в области методики игры. Именно этих знаний не хватает большинству педагогов, работающих с детьми младшего школьного возраста. Поэтому успешность развития, обучения и воспитания младших школьников в целом, а также конечный результат профессиональной деятельности педагогов будет зависеть от того, насколько полно они будут подготовлены к:

-выработке оптимальной стратеги и тактики включения игры в урок и ее использования во внеурочной и внешкольной работе с детьми;

-проведению психолого-педагогической экспертизы игр, перспективному и итоговому анализу их влияния на разные стороны детского развития;

-творческой аранжировке традиционных и дизайну новых, «педагогичных» (т.е. не унижающих достоинство ребенка, в терминологии Ш.А. Амонашвили) детских игр, конструированию целостных игровых программ.

Присутствие «великой учительницы» - игры в жизни младшего школьника должно быть осмысленно соотнесено с другими видами его деятельности, целесообразно спланировано, эффективно и дозировано использовать в течение дня Правильно подобранную, уместно и умело проведенную игру педагогом игру следует считать таким же важным и необходимым элементом образовательной работы, как и урок. Она должна присутствовать в режиме дня начальной школы в той мере, в какой она необходима для адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности детей, для эффективного стимулирования всех сторон их развития (при необходимости – его коррекции) для гармонизации сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок и т.д. На уроке игра позволяет младшему школьнику испытать радость умственного напряжения и преодоления интеллектуальных трудностей, которые сопряжены с решением учебных задач.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Еще по теме:

Литературоведческие основы проблемы ознакомления детей с поэзией
Литература для подрастающего поколения в совокупности составляющих ее произведений исторически представляют собой сложное по нравственно-эстетическим параметрам, значительное по объему единство, опирающееся на прогрессивные традиции устного народного творчества и классической литературы, отечествен ...

Сущность понятия познавательной деятельности в психолого-педагогической литературе
Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную на основе познавательного интереса. Поэтому активизация познавательной деятельности школьников – составная часть совершенствования методов обучения (преподавания и учения). Широкое понятие а ...

Психологические причины неуспеваемости младших школьников
Почему неуспевающие дети — это вечная проблема школы? Педагоги-ученые основную причину неуспеваемости видят, прежде всего, в несовершенстве методов преподавания. С этим нельзя не согласиться. Опыт работы педагогов-новаторов В.Н. Шаталова, С.Н. Лысенковой и других подтверждает верность такой точки з ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0182