Высокий уровень соответствует ученикам, которые проявляют любознательность, повышенный интерес к постоянному пополнению знаний из различных областей науки, техники, культуры; потребность к самостоятельному оригинальному выполнению работ творческого характера; тяготение к определенному виду деятельности.
Сформированность творческой активности можно рассматривать как путь к самосовершенствованию, путь для достижения наиболее эффективной творческой деятельности. Эту активность можно достичь в том случае, если этот процесс будет целенаправленным и систематическим за счет организации комплекса специальных педагогических условий, если он подлежит управлению.
Итак, в процессе деятельности по «образцу и памяти» не создаются в достаточной степени условия для развития самостоятельного мышления учащихся. Особенно это касается технического мышления, которое по своей структуре трехкомпонентное — понятию образно-практическое и для обеспечения единства его требуется управление со стороны учителя. Отсутствие самостоятельности, инициативности в ходе трудового обучения тормозит его органическое соединение с трудовым воспитанием. Активизировать учебный процесс, перевести учащихся с позиций пассивного восприятия знаний на позиции активного их получения и применения позволяет внесение в процесс обучения элементов проблемности.
Сам рабочий процесс на занятиях должен быть организован так, чтобы ученики как можно чаще (в идеале - постоянно) сами решали проблемы, ими самими же и поставленные, и чтобы среди этих проблем было как можно больше требующих для своего разрешения коллективных усилий. Это значит, в частности, что преподнесение изучаемого материала должно быть организовано посредством создания проблемных ситуаций. Опыт такой организации преподнесения материала уже имеется в педагогической практике. Он основан на разделении материала на порции, удовлетворяющие (как можно полнее) следующим условиям: а) смысловая автономность; б) согласованность объема работы над порцией с продолжительностью занятия: в) противоречивость, проблемность исходных посылок, создающая поле для активной мыслительной деятельности; г) завершение каждого этапа освоения материала поставкой новых проблем для последующей работы.
Проблемность в обучении следует рассматривать как одну из систем познания. Общая теория проблемного обучения находится в стадии становления, но его идеи активно применяются в практике работы передовых школ. Особенно большое распространение получило проблемное обучение на уроках физики, математики и других предметов по основам наук.
В трудовом обучении идеи проблемного обучения не нашли еще широкого применения. Проблемным обучение называют не потому, что весь учебный материал учащиеся усваивают путем самостоятельного решения проблем. Тут имеет место и объяснение учителя, и репродуктивная деятельность учащихся, и решение задач, и выполнение учащимися упражнений. Использование элементов проблемности на уроке означает сближение процессов познания и обучения. Лучшим средством для этого служат задания, которые вызывают у учащихся теоретическое или практическое затруднение, связанное с этим противоречием. На практических занятиях проблемный способ обучения может быть реализован в виде анализа конкретных ситуаций или деловой игры.
Сочинение как вид творческой работы
«Самой большой творческой находкой в своей педагогической деятельности считайте тот миг, когда ребёнок сказал своё слово. В этот миг он поднялся на одну ступеньку в своём интеллектуальном развитии» В. Сухомлинский. Сочинение - творческая работа. Школьники любят сочинение, любят за его творческий ха ...
Анализ предметной системы обучения и необходимость ее модернизации на
основании интегрирования предметов
Сегодня главной в образовании является предметная система обучения. Если посмотреть на источники ее создания, то можно увидеть, что она создана в начале интенсивного развития и дифференциации наук, быстрого увеличения знаний в разных областях человеческой деятельности. Дифференциация наук привела к ...
Основные направления социально-педагогической
деятельности по коррекции агрессивного поведения подростков
В рамках данного направления под коррекцией понимается исправление недостатков развития личности. Д.И. Фельдштейн определяет коррекционно-воспитательную работу как систему педагогических мероприятий, по преодолению и ослаблению нарушений психического и физического развития с помощью системы педагог ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.