Педагогика и образование » Востребованность в допрофессиональной подготовке учащихся старших классов города Асбеста » Образование как капитал

Образование как капитал

Страница 2

Возникновение теории «человеческого капитала» связано также с расширенной трактовкой понятия национального богатства. Суть этой теории, по словам Дж. Кендрика, состоит в том, что одной из главных форм богатства являются материализованные в человеке знания, общие и специальные, его способность к производительному труду. К нематериальным формам богатства экономисты относят накопленные научные знания, которые материализуются в новой технологии.

Теория «человеческого капитала» получила развитие и в России. А.И. Добрынин под человеческим капиталом понимает имеющийся у человека запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые содействуют росту его производительности труда и влияют на рост доходов. Для постиндустриального общества характерно воспроизводство производительных сил человека не в товарной форме, а в форме человеческого капитала.

По словам другого отечественного социолога С.А. Дятлова человеческий капитал – наиболее ценный ресурс, гораздо более важный, чем природные ресурсы или накопленное богатство. Именно человеческий капитал, а не заводы, оборудование и производственные запасы являются краеугольным камнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности.

С.Ю. Рощин, Т.О. Разумова человеческий капитал рассматривают как качественную характеристику рабочей силы, как способность человека к трудовой деятельности, его знания. По их мнению, человеческий капитал складывается из природных способностей отдельного человека. Они считают, что человеческий капитал может быть увеличен в процессе образования, профессиональной подготовки, приобретения опыта работы. Инвестиции в человеческий капитал – затраты времени и денежных средств, необходимые для получения образования и профессиональной подготовки.

Таким образом, в рамках экономических исследований и, в частности, в современных исследованиях по экономике труда под «человеческим капиталом» понимают меру воплощенной в человеке способности приносить доход. При этом человеческий капитал включает врожденные способности и талант, а также образование и квалификацию.

Понятие «человеческого капитала» применяют не только в экономике, но и в других науках, в частности, в социологии. Это позволяет изучать не только многие рыночные явления, но и понять роль социальных институтов.

В социологии, как уже было отмечено раньше, разработкой данной теории занимался П. Бурдье. Остановимся более подробно на культурном капитале. Из трудов ученого видно, что культурный капитал в своем основном состоянии связан с телом и предполагает некое инкорпорирование. Этот процесс влечет за собой усилия по освоению и ассимиляции, он требует затрат времени – непосредственно самого инвестора. Это невозможно сделать через вторые руки – это работа над собой (самосовершенствование), предполагающая собственные усилия. Это инвестирование, прежде всего, времени.

Культурный капитал, объективированный в материальных предметах и средствах, может передаваться материально. Однако культурный капитал существует в символически и материально активной и эффективной форме только тогда, когда он присваивается агентами, воплощается и инвестируется как орудие, как средство борьбы на полях культурного производства.

Наделяя культурный капитал институциональным признанием, академическая квалификация делает возможной сравнение квалификации его владельцев, позволяет установить пропорции обмена между культурным и экономическим капиталом.

Возможность конвертации различных типов капиталов служит основой стратегий, направленных на обеспечение воспроизводства капитала. Трансформация экономического капитала в культурный предполагает затраты времени, возможные благодаря обладанию экономического капитала. Это обеспечивает передачу данного капитала и откладывает выход на рынок труда путем продолжения образования – вложения, приносящего плоды в лучшем случае в очень долгосрочной перспективе.

Другой социолог В.В. Радаев, на основе работ П. Бурдье, предлагает иную классификацию капитала – экономический, физический, культурный, человеческий, социальный, административный, политический, символический капитал.

Из всех выше перечисленных форм нас будет интересовать «человеческий капитал» (напомним, что это понятие ввел Г. Беккер). В.В. Радаев так раскрывает смысл этого вида капитала: «В своем инкорпорированном состоянии человеческий капитал представляет собой совокупность накопленных профессиональных знаний, умений и навыков, получаемых в процессе образования и повышения квалификации, которые впоследствии могут приносить доход». В отличие от культурного капитала, человеческий капитал - рефлексивное знание, имеющее логическую структуру.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Анализ системы формирования учебных планов вузов
Высшая школа как объект управления представляет собой двухуровневую иерархическую систему: Министерство образования и науки – вуз (см. рис. 1.1). Верхний уровень иерархии решает задачи соответствия выпускаемых высшей школой специалистов структуре и объему общественных потребностей. Оно определяет с ...

Психологические закономерности формирования орфографической грамотности у учащихся
Для успешного обучения мало вооружиться одной лингвисти­ческой теорией. Чтобы усвоить правила грамотного письма, ими надо владеть как инструментом, как способом действия. В педагогической литературе устоявшимся является положение . о том, что «школьный учебный предмет не является сокращенной и упро ...

Состояние практики по развитию представлений о труде взрослых у детей шестого года жизни
Цель констатирующего эксперимента – изучить состояние практики по развитию представлений о труде взрослых у детей. Констатирующий эксперимент проводился в ДОУ № 2 г. Плавска в старшей группе. В нем приняли участие 18 детей и 4 воспитателя. Эксперимент проводился с ноября 2004 года по 30 января 2005 ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0174