Возникновение теории «человеческого капитала» связано также с расширенной трактовкой понятия национального богатства. Суть этой теории, по словам Дж. Кендрика, состоит в том, что одной из главных форм богатства являются материализованные в человеке знания, общие и специальные, его способность к производительному труду. К нематериальным формам богатства экономисты относят накопленные научные знания, которые материализуются в новой технологии.
Теория «человеческого капитала» получила развитие и в России. А.И. Добрынин под человеческим капиталом понимает имеющийся у человека запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые содействуют росту его производительности труда и влияют на рост доходов. Для постиндустриального общества характерно воспроизводство производительных сил человека не в товарной форме, а в форме человеческого капитала.
По словам другого отечественного социолога С.А. Дятлова человеческий капитал – наиболее ценный ресурс, гораздо более важный, чем природные ресурсы или накопленное богатство. Именно человеческий капитал, а не заводы, оборудование и производственные запасы являются краеугольным камнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности.
С.Ю. Рощин, Т.О. Разумова человеческий капитал рассматривают как качественную характеристику рабочей силы, как способность человека к трудовой деятельности, его знания. По их мнению, человеческий капитал складывается из природных способностей отдельного человека. Они считают, что человеческий капитал может быть увеличен в процессе образования, профессиональной подготовки, приобретения опыта работы. Инвестиции в человеческий капитал – затраты времени и денежных средств, необходимые для получения образования и профессиональной подготовки.
Таким образом, в рамках экономических исследований и, в частности, в современных исследованиях по экономике труда под «человеческим капиталом» понимают меру воплощенной в человеке способности приносить доход. При этом человеческий капитал включает врожденные способности и талант, а также образование и квалификацию.
Понятие «человеческого капитала» применяют не только в экономике, но и в других науках, в частности, в социологии. Это позволяет изучать не только многие рыночные явления, но и понять роль социальных институтов.
В социологии, как уже было отмечено раньше, разработкой данной теории занимался П. Бурдье. Остановимся более подробно на культурном капитале. Из трудов ученого видно, что культурный капитал в своем основном состоянии связан с телом и предполагает некое инкорпорирование. Этот процесс влечет за собой усилия по освоению и ассимиляции, он требует затрат времени – непосредственно самого инвестора. Это невозможно сделать через вторые руки – это работа над собой (самосовершенствование), предполагающая собственные усилия. Это инвестирование, прежде всего, времени.
Культурный капитал, объективированный в материальных предметах и средствах, может передаваться материально. Однако культурный капитал существует в символически и материально активной и эффективной форме только тогда, когда он присваивается агентами, воплощается и инвестируется как орудие, как средство борьбы на полях культурного производства.
Наделяя культурный капитал институциональным признанием, академическая квалификация делает возможной сравнение квалификации его владельцев, позволяет установить пропорции обмена между культурным и экономическим капиталом.
Возможность конвертации различных типов капиталов служит основой стратегий, направленных на обеспечение воспроизводства капитала. Трансформация экономического капитала в культурный предполагает затраты времени, возможные благодаря обладанию экономического капитала. Это обеспечивает передачу данного капитала и откладывает выход на рынок труда путем продолжения образования – вложения, приносящего плоды в лучшем случае в очень долгосрочной перспективе.
Другой социолог В.В. Радаев, на основе работ П. Бурдье, предлагает иную классификацию капитала – экономический, физический, культурный, человеческий, социальный, административный, политический, символический капитал.
Из всех выше перечисленных форм нас будет интересовать «человеческий капитал» (напомним, что это понятие ввел Г. Беккер). В.В. Радаев так раскрывает смысл этого вида капитала: «В своем инкорпорированном состоянии человеческий капитал представляет собой совокупность накопленных профессиональных знаний, умений и навыков, получаемых в процессе образования и повышения квалификации, которые впоследствии могут приносить доход». В отличие от культурного капитала, человеческий капитал - рефлексивное знание, имеющее логическую структуру.
Общие понятия о модульной системе обучения
Модульная система производственного обучения впервые была разработана Международной организацией труда (МОТ) в 70-х годах ХХ века как обобщение опыта подготовки рабочих кадров в экономически развитых странах мира. Эта система быстро распространилась по всему миру и, по сути, стала международным ста ...
Методики восстановления речи при семантической афазии
Разработкой методик восстановления речи занимались такие авторы, как М. К. Шохор - Троцкая, В. М. Шкловский, Л. С. Цветкова и др. Т. Б. Филичева отмечает, что коррекционное воздействие при всех формах афазии складывается из двух направлений: 1. Медицинское направление – прямое восстановление постра ...
Семейное воспитание в развитии ребенка
В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье – это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга, ка ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.