Педагогика и образование » Современные модели обучения на уроках физики » Технологизация учебно-воспитательного процесса

Технологизация учебно-воспитательного процесса

Страница 1

Технологизация образования и учебно-воспитательного процесса, в частности, - это объективная тенденция, которая все более активно проявляет себя в школьной практике. Ее объективность обусловлена множеством проблем, которые реально существуют и осознаются как учителями, так и учащимися и их родителями, управленцами и методистами. Остановимся на тех из них, которые напрямую связаны с содержанием и организацией педагогического процесса и могут быть решены путем преодоления многих управленческих учительских стереотипов, за счет реализации новых дидактических подходов.

Одна из острейших школьных проблем — отчуждение содержания обучения от ребенка. У школьников постоянно возникают закономерные вопросы: «Зачем мне это учить? Понадобится ли мне это в жизни? Почему так много задают?!». Учащиеся часто не видят актуальности, важности для себя многих изучаемых дисциплин. Объем учебного материала превышает возможности восприятия большинства учащихся. Школьные знания по отдельным предметам представляются для них фрагментарными и разорванными. Проявляет себя мотивационный кризис. Многие дети не хотят учиться. Заставить их выполнять домашние задания и быть активными на занятиях никак не удается. Приходится признать, что возможности административного стимулирования прилежания школьников исчерпаны. Остается надежда на внутреннюю мотивацию учащихся на познавательную деятельность. Именно внутренние мотивы являются устойчивыми и обеспечивают учебную активность школьников.

Решение обозначенной проблемы видится не только в оптимизации содержания, определяемыми учебными программами, но и в ином понимании источника образования. Помимо освоенного человечеством социального опыта, который в адаптированном виде представлен в школьных учебниках, это сам ребенок с его развивающимися ценностями, потребностями и способностями. Содержанием образования становятся способы мышления и деятельности ребенка и те интеллектуальные продукты, которые он конструирует в изучаемых областях знания. Это содержание не может быть освоено на основе традиционных способов передачи знаний. Оно осваивается в процессе учебной деятельности учащихся.

Следующая проблема — недостаточно эффективная работа школы по обеспечению необходимого уровня социализации выпускников. Анализ нынешней социокультурной ситуации в нашей стране свидетельствует, в частности, о:

большой динамике социально-экономических и политических изменений

проблем (социальных, экономических, экологических, бытовых), которые постоянно приходится решать сообществам людей и каждому человеку в отдельности;

состоянии неопределенности в стране, которое связано с неоднозначным выбором стратегии развития экономики и общества;

больших возможностях выпускников школ для их политического, экономического и культурного взаимодействия с различными социальными институтами, другими людьми в нашей стране и за рубежом (благодаря новым средствам электронной коммуникации и открытым границам между странами);

существенно возросших возможностях людей для проявления инициативы, выбора жизненной стратегии, принятия ответственности за свой выбор и т.д.

Перечисленные факторы обуславливают необходимость владения выпускниками школ рядом новых (их называют универсальными) компетенций или способностей: организационно-деятельностных, интеллектуальных, коммуникативных и информационных, которые обеспечивают социализацию человека в современном мире.

Еще одна проблема — это «недополучение» многими учениками и выпускниками школ тех знаний и умений, которые нормируются учебными программами и требуются от абитуриентов вузов. Действительно, многие школьники учатся ниже уровня их возможностей. Как часто приходилось слышать родителям от учителей, что их ребенок может учиться на восьмёрку или десятку, но в реальности учебные результаты часто не достигают родительских и учительских ожиданий. При этом и те, и другие делают немало для успеха ребенка: тратятся огромные усилия, нервы, время, а эффективность работы часто оставляет желать лучшего. Очевидна ограниченность возможностей традиционных методик обучения. Необходимо повышение результативности учебно–воспитательного процесса за счет изменения подходов к его организации, введения инновационных образовательных технологий.

Для значительной части педагогов актуальна проблема профессионального дискомфорта. Она связана неудовлетворенностью как самим учебно-воспитательным процессом, который они организуют на уроках и его результатами. Как уже отмечалось, ответы учащихся, результаты контрольных работ, вступительных экзаменов, централизованного тестирования очень часто не радуют педагогов. Учитель старается, прилагает большие усилия, тратит много личного времени, часто нервничает, а коэффициент полезного действия не высок. Педагог понимает, что, усваивая готовые знания, учащийся учится быть потребителем, становится, в лучшем случае, хорошо информированным человеком. Учитель осознает необходимость учить как-то, по-иному, пытается применять те или иные приемы, а результат тот же. Педагогу, как и ученику, необходим успех в профессиональной деятельности; важно его личностное самоутверждение.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0209