Мы постарались усовершенствовать общепринятую методику обучения двигательным действиям на основе учёта индивидуальных и возрастных особенностей школьников 6-го класса, которая заключалась в следующем.
Прежде чем разучивать двигательное действие, его образцово показывают ученикам в целостном виде. Сначала 3–4 раза в обычном и при возможности обязательно 2–3 раза в медленном темпе и в разных плоскостях. При показе обращается внимание на обеспечение оптимального расстояния между учителем и учеником. Наряду с использованием метода непосредственной наглядности (показ упражнения учителем) используется также дополнительно метод опосредованной наглядности – демонстрация кинограмм двигательных действий, рисунков и схем. Одновременно показ сочетается со словесными методами, учитывая при этом соотношение между 1-й и 2-й сигнальными системами высшей нервной деятельности каждого учащегося. Так для одних учеников, у которых преобладает 1-я сигнальная система и соответственно оптимальным является предметно-чувственное изучение учебного материала, объяснения были краткие в нескольких словах. Для учеников, у которых преобладает 2-я сигнальная система над 1-й, и оптимальным является словесно-логическое изучение учебного материала – объяснения двигательного действия были подробные со строгой логической последовательностью, описания, четкие с раскрытием признаков и свойств предмета обучения.
При обучении двигательным действиям (бросок ведущей рукой в кольцо от плеча с 1,5 м; переворот боком, стойка на голове) использован более широкий набор подводящих упражнений.
Например, при обучении гимнастическому элементу – переворот боком, предлагались следующие подводящие упражнения:
1. Из стойки на руках поворот на 90 градусов с помощью;
2. Из стойки на руках ноги врозь, сход на одноименную ногу с помощью;
3. Соединить 1-е и 2-е упражнения с помощью;
4. Из стойки руки вверх, махом одной и толчком другой;
5. Переворот в целом с помощью медленно.
6. Из стойки лицом к стене – переворот;
7. Переворот в целом с помощью;
8. Переворот в целом самостоятельно.
При формировании двигательного умения и подачи учебного материала для его понимания и запоминания учитывали индивидуальные особенности развития психических процессов (табл. 1).
Таблица 1. Типологические особенности учащихся 6-го класса экспериментальной группы
|
Типологические особенности |
Количество чел. (%) |
|
Слабая, среднеслабая НС |
17 (85%) |
|
Сильная, среднесильная НС |
3 (15%) |
|
Преобладание возбуждения (по «внутреннему» балансу) |
11 (55%) |
|
Преобладание торможения (по «внутреннему» балансу) |
4 (20%) |
|
Уравновешенность |
5 (25%) |
|
Выраженность развития 1-й сигнальной системы |
15 (75%) |
|
Выраженность развития 2-й сигнальной системы |
5 (25%) |
Для учеников со слабой нервной системой, которые лучше воспринимают учебный материал при распределительном способе обучения, учебный материал делился на составные части и связывался со знакомым, хорошо усвоенным ранее материалом. Ученикам с сильной нервной системой, которым предпочтителен концентрированный способ, учебный материал давался «куском».
Персонализация образовательного процесса в высшей школе
Современный мир характеризуется безудержным ростом дисбалансов и противоречий, которые усиливаются и достигают критической массы в ходе глобализации и информатизации, идущих под знаком разрушительной потребительско-расточительной доминанты существования. Видные ученые и мыслители современности отме ...
Роль братских школ в формировании самосознания белорусов
Первая братская школа появилась во Львове в 1586 году. Тогда же был составлен устав этой школы, замечательный педагогический документ, заимствованный другими братскими школами Украины и Белоруссии. В ближайшие десятилетия возникли Виленская, Брестская, Могилевская, Луцкая, Киевская и многие другие ...
Нетрадиционные педагогические технологии
Инновационные педагогические технологии – это нетрадиционные педагогические технологии, разрабатываемые в связи с появлением новых информационных технологий, новых методов и приемов обучения, с целью создания наиболее благоприятных психолого-педагогических условий для активизации и реализации лучши ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.