Педагогика и образование » Состояние образования и педагогики за рубежом в современный период » Направления в зарубежной педагогике

Направления в зарубежной педагогике

Страница 2

Прагматизм (инструментализм, прогрессивизм, экспериментализм) – философское и педагогическое течение. Понятия, теории, идеи рассматриваются прагматистами как «инструменты», помогающие в практической деятельности. Истина изменчива и создается в процессе экспериментирования, опытной проверки гипотез. Одним из основателей этого движения был Д. Дьюи.

Дьюи и его единомышленники разработали принципиально новые методы обучения. Они вели борьбу со схоластикой, книжным обучением в школе, выступали против формального развития учащихся. По их утверждению, большинство людей имеет «узкопрактические импульсы, тенденции, и склонности», лишь небольшая часть общества обладает «интеллектуальными склонностями и способностями». Поэтому новая система образования, предназначенная для массовых школ, должна, опираясь на «практические импульсы», помочь детям «что – нибудь делать», не пытаясь навязать им научные знания. Необходимо выявить силы ребенка, удовлетворить его интересы и упражнять способности – так он будет подготовлен к созиданию своей жизни.

Цели воспитания, по представлениям прагматистов, вытекают из данной ситуации, связаны с удовлетворением спонтанных потребностей ребенка – физических и психических и служат приспособлению его к окружающей среде и самореализации. Ребенок должен стать солнцем, центром, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, задача учителя – создать максимальные возможности для наиболее полного проявления индивидуальности и личности ребенка. При этом умаляются обязанности учащегося, роль учителя, сообщества, одноклассников.

Особенностью педагогики Дьюи стала ориентация на интересы и потребности ребенка, его личный опыт, обучение путем выполнения практических дел. Иными словами – «учение посредством делания» (изготовление школьной мебели, учебных пособий, постановка самодеятельного спектакля). Систематические научные программы не нужны, как не нужны постоянные классы и расписание.

Кроме того, на идеях Дьюи основывалась разработка «метода проектов» его единомышленниками. Данная методика получила широкое распространение в американской школе ХХ в. Ее суть заключалась в том, что учащиеся, выполняя проект, узнают все необходимые сведения из различных дисциплин, так же меняется и структура занятия. Учитель теперь не непререкаемый авторитет, а помощник, консультант. вместо монолога учителя – беседы с учащимися, самостоятельная работа детей над темой, игра, трудовая деятельность, занятия письмом и счетом проводятся только в связи с потребностями, вытекающими из практической деятельности.

Весь учебный курс должен быть построен вокруг четырех основных человеческих инстинктов: социального, конструирования, художественного выражения и исследовательского.

Прагматическая теория основывалась на практицизме в отборе учебного материала (темы проектов: «Как стать хорошим покупателем», «Арифметика обыденной жизни»).

Дьюи и его последователи сводили процесс обучения к количественному накоплению и реконструкции ребенком своего индивидуального опыта. Отсюда же выводятся и моральные принципы и нормы поведения. Личный успех, связанный, прежде всего, с богатством и социальным престижем, выступает основным критерием нравственности.

Однако, в середине ХХ в. Идеи прагматизма подверглись жесткой критике за отказ от научного образования, но они и сегодня подпитывают обучение в американской школе, во многом основывающееся на установках прагматической педагогики. На данный момент, прагматическая педагогика призывает изменяться и приспосабливаться к меняющемуся миру не только в утилитарно – практическом, но и эмоционально – личностном отношении, привлекает к организации в процессе обучения личностно – ориентированные методики, направленные на приобретение личностно значимых знаний.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Коррекционно-развивающая работа по формированию межличностных отношений ребенка со сверстниками
Общение ребенка со сверстниками является одним из условий его социально-личностного развития, так как путь овладения социальными нормами поведения, прежде всего, связан с жизнью ребенка в коллективе. В условиях воспитания в специальном учреждении ведущая роль в организации межличностного общения де ...

Понятие и значение сенсорного развития
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее б ...

Программа социально-педагогических мероприятий коррекции агрессивного поведения подростков
Данная программа составлена для подростков 12-15 лет. Программа коррекции агрессивного поведения подростков предназначена для расширения базовых социальных умений детей с агрессивным поведением. Задачи программы: Обучить подростков приёмам общения, стимулируя развитие их коммуникативной культуры. С ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2414