Педагогика и образование » Состояние образования и педагогики за рубежом в современный период » Направления в зарубежной педагогике

Направления в зарубежной педагогике

Страница 1

С начала ХХ в. в западном обществе нарастало недовольство существующей системой образования. Традиционная система образования с ее схоластикой, словесным обучением и оторванностью от общества уже не могла удовлетворять возникающие новые потребности. Обучение, направленное только лишь на передачу определенного объема готовых знаний, пассивное их восприятие учащимися и механическое воспроизведение учебного материала стало вызывать негативную оценку и подвергаться критике. Появились психолого – педагогические теории, призванные обновить обучение.

Начался активный поиск новых форм и методов обучения, направленных на развитие активности, самостоятельности и творчество личности (сейчас и в дальнейшем я буду рассматривать все этапы на примере школьной системы за рубежом). Позиция экспериментаторов была такой – «Мы зовем ребенка к постоянному активному сотрудничеству, к развитию его любознательности». По их мнению, школа призвана научить ребенка самостоятельно открывать факты, а не снабжать его ими. Эти идеи нашли свое воплощение вначале в работе экспериментальных частных школ.

В развитии и обновлении педагогических методик наметились два главных направления: биологизаторское, признающее приоритет врожденного, и социологизаторское, признающего определяющее значение окружающей среды. Впрочем, была и еще одна теория – биосоциальная, которая механически соединяла обе концепции и утверждала фатальную обусловленность развития этими двумя факторами.

В массовой западной школе достаточно долгое время преобладало биологизаторское направление экспериментальной педагогики, которая доказывало, что часть детей от природы не способна к успешному обучению. В связи с этим, в начале ХХ в. широкое распространение получила практика интеллектуального тестирования детей, определения их умственной одаренности (например, широко распространенный в США IQ тест) и распределения их, в зависимости от результатов, в разные типы или классы школ. Существовало мнение, что умственная одаренность является общей и, определяя успех в учении, является врожденной и постоянной в течение всей жизни. С помощью теста определялся умственный возраст ребенка. Однако здесь возникал одна проблема. Дело в том, что содержание тестов на самом деле выявляло уровень общего развития: словарный запас, умственные умения, которые приобретаются в результате жизни в определенных социальных условиях. получалась парадоксальная ситуация. Попадая уже в начальной школе в группу «неспособных», а среди них оказывались обычно выходцы из малообеспеченных слоев населения и национальных меньшинств, дети оказывались в неравном положении со «способными» (хотя социальный статус никогда не влиял на наличие или отсутствие умственных способностей), занимались по упрощенным программам, приобретая преимущественно практические навыки. В дальнейшем у таких детей оказывался низкий уровень самооценки и притязаний, а учителя, не ожидая от детей особых успехов в учении, не стремились к развитию учащихся. По результатам тестовых испытаний дети уже в начальной школе делились на потоки (например А, В, С – в Великобритании), занимались по разным программам, и разрыв знаний между потоками оказывался весьма значительным.

Затем в возрасте 11 - 12 лет все дети независимо от потока, в котором занимались, представали перед единым тестовыми испытаниями, и тогда определялось, на какое среднее образование они могут претендовать: академическое, практическое или общее (этот вид являлся наиболее массовым).

Кроме психологии, большое влияние на педагогику оказала философия. В частности такое ее течение как прагматизм. С начала ХХ в. идеи прагматизма, возникшие в США и затем воспринятые европейской педагогикой, получили широкое распространение в теории педагогики и школьной практике.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Репертуар – лицо хореографического коллектива
Социально-педагогический смысл хореографического коллектива заключается в органичном сочетании художественно-исполнительского и воспитательного процессов, придании им идейно-нравственной направленности. Решение этой задачи связанно во многом с репертуаром, с теми художественными произведениями, вок ...

История и философия компетентностного подхода в образовании
Компетентностный подход к образованию в последние годы становится все более популярным. Е.В. Бондаревская отмечает, что он перестает быть относительно локальной теорией, а постепенно превращается в общественное явление, претендующее на роль концептуальной основы, проводимой в сфере образования. Ана ...

Проблемы самосознания в психологии и педагогике
Любой из нас в жизни хоть раз задавал себе вопрос "Кто Я?" этот вопрос сугубо индивидуален, обращён внутрь личности, на него нельзя ответить объективно. Ведь каждый человек имеет свою внутреннюю структуру, которая определяется его индивидуальностью, руководит мыслями, поступками, одним сл ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved 0.0556