Как и везде, организация учебно-воспитательного процесса за рубежом имеет свои преимущества и недостатки. К числу таких недостатков относится то, что учащиеся нередко оказываются несостоятельными, когда от них требуется самостоятельность, инициатива и творчество. Глубокие корни пустили малопродуктивные методы обучения: заучивание, повторение, гипертрофированная работа с учебниками. Заметной частью методики обучения стало подражание. Учебно-воспитательный процесс по преимуществу ориентирован на модель «учитель как центр обучения», на «среднего ученика», будучи далеким от запросов, способностей и стремлений учащихся.
В числе нововведений, коснувшихся массового образования, оказались, например, введение в школы большинства ведущих стран мира пятидневной учебной недели, совершенствование кассно-урочной системы.
В большинстве развитых стран обучение начинается с 6-летнего возраста. Учебно-воспитательные заведения охватывают значительную часть детей (а в ряде стран – всех детей) в возрасте от 3 до 18 – 19 лет и дают общее образование.
Преобладающей формой организации учебного процесса являлась в ХХ в. классно-урочная с постоянным составом учащихся и определенными часами и днями занятий.
На сегодняшний день в практике учебных заведений встречаются два типа обучения – поддерживающее (традиционное) и инновационное (исследовательское).
Поддерживающее традиционное обучение (усвоение заданных образцов, воспроизводство культуры, социального опыта) – это репродуктивное обучение. Учитель здесь играет лидирующую роль, являясь организатором работы.
Инновационное обучение преследует роль развития у учащихся способности осваивать новый опыт, развития творческого и критического мышления. Обучение выступает как организация учебно-поисковой исследовательской деятельности, учебно-игровой, моделирующей деятельности, предполагает обмен мнениями, творческие дискуссии учащихся. Учитель в данном случае исполняет роль своеобразного режиссера. Учебно-воспитательные учреждения, применяющие в своей работе инновационный метод, часто именуют альтернативными школами (особенно в США).
Типичным образцом подобных экспериментальных учебно-воспитательных учреждений оказались открытые школы. Первые открытые школы появились в Англии в 1970-х гг. затем они возникли во всех крупнейших странах за рубежом. Открытые школы получили распространение в сфере начального и отчасти среднего образования. Воспитание в открытой школе предусматривает тесную взаимосвязь с окружающим миром, учет разнообразных социальных факторов, влияющих на формирование автономной личности, склонной к самообразованию.
Сегодня идет повсеместный процесс обновления учебного процесса, в результате которого изменяется позиция учителя в классе и происходит отбор форм и методов обучения, которые соответствуют новым задачам.
Как уже было сказано ранее, в школах западных стран достаточно долгое время господствовало деление учащихся на «способных» и «неспособных», что негативно влияло на самооценку ученика, на его отношение к учению, но гуманистические тенденции, развивающиеся в педагогике, выявленные значительные резервы развития учеников, объективная потребность в обучении всех учащихся на высоком уровне меняет ситуацию в образовании.
Сейчас вместо констатации неспособности ученика, акцент делается на обеспечение успеха в обучении. Важным направлением обновления учебного процесса является ориентация на предупреждение отставания, разнообразная помощь тем, кто испытывает затруднения. В этой системе работы выделяются следующие составляющие:
1. Развитие учреждений дошкольного воспитания, в которых осуществляются программы физического, умственного, нравственного, эстетического воспитания и которые обеспечивают основу успешной учебы в дальнейшем.
2. Диагностика «детей риска» и компенсация их затруднений в учении (таких учащихся в школах около 20%). Их характеризует ослабленное здоровье, сниженная работоспособность, отставание от сверстников в психическом развитии. У этих детей нет очевидных аномалий, это нормальные дети, но они растут в неблагоприятных семейных и социальных условиях (либо страдают определенными заболеваниями, такими, например, как диабет), поэтому им трудно адаптироваться к условиям школы.
Законодательством ряда стран (Великобритания, Россия, США, ФРГ и др.) предоставляют юридическо-финансовое обеспечение школам и классам для коррекционно – развивающей работы с такими детьми. В штаты школ вводятся психологи, социальные работники, учителя-терапевты, специалисты лечебной физкультуры.
Проектная деятельность на уроках английского языка на
среднем этапе обучения
Рассмотрим общедидактическую типологию проектов, используемую при работе над любой проблемой познавательного плана, где иностранный язык действительно выступает в качестве средства общения между партнерами (с зарубежными школьниками, учителями). Прежде всего, определимся с типологическими признакам ...
Этический и профессиональный кодекс
Выход на профессиональный уровень постановки социально-педагогической работы в стране требует, чтобы эту профессию избрали люди особых личностных качеств. Деятельность социального педагога – это зона доверия между людьми, путь к их взаимопониманию, взаимопомощи, взаимоответственности. Обязательные ...
Воспитание трудолюбия на уроках естествознания в начальной школе
Опасность надвигающейся экологической катастрофы, которую можно предотвратить только немедленной и кардинально улучшенной природоохранной деятельностью, общеизвестна. Жизнь требует не ограничиваться отдельными экологическими делами, а соединить их в цепь непрекращающихся природоохранных действий, с ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.