Педагогика и образование » Развитие мотивации учения у младших школьников » Методика развития мотивации учения у младших школьников

Методика развития мотивации учения у младших школьников

Страница 2

Рассмотрим фрагмент урока, где учащимся предлагается сформулировать вопрос к задаче.

«…Ребята, прочитайте, пожалуйста, задачу на доске. (Блокнот, линейка и карандаш стоят 27 рублей. Линейка стоит 8 рублей, а карандаш 3 рубля).

Прочитав задачу, дети сказали, что они не могут решить задачу, так как отсутствует вопрос.

– Правильно, сейчас мы с вами попытаемся его сформулировать.

– Какой же вопрос мы можем задать к данному условию?

Все стали говорить: «Сколько стоит блокнот?». И лишь Женя предложил узнать, на сколько рублей карандаш дешевле блокнота.

– Вы все правильно увидели вопрос, но Женя посмотрел внимательнее всех и увидел другой вопрос. Молодец Женя! А теперь посмотрите все повнимательнее на условие и скажите, а можем мы ещё что-нибудь узнать из этого условия?

Дети предложили ещё найти, на сколько рублей блокнот дороже линейки?, на сколько рублей карандаш и линейка вместе дешевле блокнота?

– Молодцы, ребята! Посмотрите, сколько вопросов мы с вами задали для одной задачи! А теперь выберите вопрос, который для себя, считаете наиболее сложным и попытайтесь ответить на него…»

Важность и значение таких работ состоит в том, что ученик уясняет одно условие, а следствий из него получает много, и это позволяет сосредоточить его внимание на математическом смысле вопросов. Как раз понимание соответствия вопрос – действие является наиболее уязвимым в овладении решением задач.

Ниже приведён фрагмент урока, где мы попытались решить одну задачу разными способами:

«…Задача.

«В зале 8 рядов стульев, по 12 стульев в каждом ряду. В зал пришли ученики из двух классов, по 42 ученика в каждом. Хватит ли стульев для учеников? Если останутся незанятые стулья, то сколько?»

Использую разбор задачи от данных к вопросу, дети легко получили решение, рассуждая следующим образом: «Зная, что в зале 8 рядов по 12 стульев в каждом ряду, найдем, сколько всего стульев в зале: 12 * 8 = 96. Теперь определим, сколько стульев будет занято, т.е. узнаем, сколько учеников в двух классах. Столько же будет занято и стульев: 42 * 2 = 84. Сравним теперь число всех стульев – 96 и число стульев, которые займут ученики двух классов, – 84. 96 > 84, значит, стульев хватит. 96 – 84 = 12.

12 стульев останутся незанятыми».

Чтобы найти другие способы решения, мы попытались представить, как могли ученики двух классов войти в зал и в соответствии с этим дополнить условия задачи.

Рассуждая, сопоставляя, дети отыскали ещё три способа решения.

II способ:

Вначале свои места заняли ученики одного класса, а затем другого.

12 * 8 = 96

96 – 42 = 54

54 – 42 = 12

Ответ: 12 стульев останутся не занятыми.

III способ

Всех учащихся рассадили так, чтобы все места в ряду были заняты, т.е. в каждом ряду было по 12 человек;

42 * 2 = 84 – места займут ученики двух классов;

84 / 12 = 7 – рядов займут ученики двух классов;

8 – 7 = 1 – ряд или 12 стульев останутся незанятыми;

Ответ: 12 стульев останутся незанятыми.

IV способ

Стулья в зале распределены поровну между классами, т.е. по 48 штук. Поэтому сначала узнаем, сколько незанятых стульев осталось у каждого класса.

12 * 8 = 96 – всего стульев в зале;

96 / 2 = 48 – стульев для каждого класса;

48 – 42 = 6 – незанятых стульев у каждого класса;

6 * 2 = 12 – всего незанятых стульев.

Ответ: 12 стульев останутся незанятыми.

Вовлекая учеников в самостоятельный поиск, я предложила детям представить, как еще можно рассадить школьников. Было очень много версий: чтобы все ряды заполнились учениками равномерно, и каждый ряд был хотя бы частично занят;

чтобы оба класса рассаживались одновременно;

рассаживались порознь;

чтобы для каждого класса выделялось поровну мест в зале или поровну (по 6) в каждом ряду.

Детям, у которых возникли затруднения с поиском новых способов, было предложено сделать рисунок. И дело пошло лучше.

V способ

42 / 12 = 3 (ост. 6) – 3 ряда занято, оставшихся 6 учеников посадили в 4-й ряд.

12 – 6 = 6 – учеников из другого класса тоже посадили в 4-й ряд;

42 – 6 = 36 – учеников остается посадить на другие ряды;

36 / 12 = 3 – еще 3 ряда займут ученики из другого класса;

4 + 5 = 7 – рядов занято;

8 – 7 = 1 – ряд или 12 стульев не занято.

Ответ: 12 стульев останутся незанятыми.

VI способ

42 / 12 = 3 (ост. 6) – 3 ряда занято, 6 учеников не посажено;

42 + 6 = 48 – учеников осталось посадить;

48 / 12 = 4 – ряда займут оставшиеся ученики;

4 + 3 = 7 – рядов занято;

8 – 7 = 1 – ряд или 12 стульев не занято.

Ответ: 12 стульев останутся незанятыми.

VII способ

8 / 2 = 4 – рядов для каждого класса;

12 * 4 = 48 – стульев выделили для каждого класса;

48 – 42 = 6 – стульев остается не занятыми в каждой части зала, выделили каждому классу;

6 * 2 = 12 – стульев останутся незанятыми.

VIII способ

42 * 2 = 84 – ученика нужно рассадить;

84 / 8 = 10 (ост. 4) – 10 учеников в каждом ряду и 4 ученика пока посадили; если будем сажать поровну на каждый ряд;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Цель и задачи воспитания в педагогике Песталоцци
Цель воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим. Воздействие воспитания на ребенка должно находиться в согласии с его природой. Педагог не должен подавлять естественного развит ...

Внешняя и внутренняя мотивация
Среди разнообразных мотивов учения принято, в частности, выделять внешние и внутренние мотивы . Л.М.Фридман так характеризует их отличие: «Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности; если же мотивы непосредственно связаны ...

Яснополянская школа Л. Н. Толстого
В своих первых статьях по вопросам воспитания Л. Н. Толстой резко критиковал современную ему педагогику за абстрактность, догматизм, оторванность от жизни. Он признавал школьный опыт и деятельность учителей важнейшим источником педагогики. Яснополянская школа была задумана писателем как своеобразна ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0149