Педагогика и образование » Развитие мотивации учения у младших школьников » Методика развития мотивации учения у младших школьников

Методика развития мотивации учения у младших школьников

Страница 1

Главное, чему нужно научить ребёнка на уроках – это размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения и проверять их правильность, наблюдать, обобщать и делать выводы. И чтобы достичь этой цели учитель начальных классов должен в процессе обучения создавать условия обеспечивающие учёт мнения учащихся, опираясь на их субъективный опыт, использовать различные типы заданий, чередуя групповую и индивидуальную работу.

Наш эксперимент проводился в 3 классе общеобразовательной школы. В классе, где учитель чаще урок ведёт в монологовой форме, т.е. пытается заложить в головы детей уже готовые знания. На уроках очень мало звучит мнений детей, чаще дети говорят то, что учитель и предполагал услышать. Детям было ново, что можно работать в микро-группах (единственное деление на группы было лишь деление по рядам или по вариантам). Мало использовалась наглядность, чаще всего картинки из учебника либо рисунок на доске. На уроках математики и русского языка не использовались творческие задания, у детей не было выбора в способах решения, в способах записи, всё делалось по «шаблону».

Во время эксперимента, мы попытались это исправить.

Мы не приводим в нашей работе описание каждого урока, остановимся лишь на некоторых методических приёмах и заданиях, использовавшихся нами для достижения поставленных задач.

Способы развития учебной мотивации на уроках математики

Например, мы попыталась исправить представление детей об устном счёте (математическом диктанте). С учителем они привыкли, что перед началом урока им с интервалом в 1–2 минуты зачитывается 10 примеров, на которые им нужно записать ответ. Но мы считаем такой метод проверки не продуктивным, так как у детей разный уровень знаний и разная реакция на прочитанное (не все с первого раза усваивают задание), некоторые, решив пример за несколько секунд скучали, ожидая остальных, другие, не поняв пример, переспрашивали, на что уходило дополнительное время и часто экспресс-опрос затягивался. Я поступила по-другому.

Задание мной записывалось на доске, либо выдавалось детям на карточках. Задания подбирались разной сложности, чтобы каждый ребёнок мог выбрать себе подходящие. И ограничитель стоял не в количестве решённых примеров, а ограничение было во времени (т.е. за одно и тоже время более сильные учащиеся решали больше, а не сидели, скучая без дела). Таким образом, детям было предоставлено право выбора, никто не скучал без дела, и многие дети стали лучше заниматься (т.е. активнее принимать участие на уроках, более ответственно выполнять домашнее задания), чтобы приобрести новые знания и решать задания с более высокого уровня. Так же, при устном счёте детям очень нравилась игра «Чей ряд первый?»: На ряд выдавалась одна карточка с выражением для каждого ученика. Решив своё выражение, ученик передавал карточку соседу, и так до конца ряда.

И так как проводимый мной устный счёт оказался более продуктивным, я считаю, что выбранная нами методика правильная.

Также, использовала нестандартные (для детей этого класса) формулировки задания.

Например, при закреплении таблицы умножения использовались упражнения не только совершенствующие знания детей, но и развивающие устойчивость внимания.

«…Спиши числа. Обведи в кружок числа, которые делятся на 5, а числа, которые делятся на 3 – в квадрат:

5, 21, 43, 19, 25, 10, 3, 12, 15, 24, 30.

Спиши числа. Обведи числа, которые делятся на 7 в кружок, а числа, которые оканчиваются на 6 в квадрат:

24, 35, 16, 42, 86, 21, 96, 14, 56.»

Для закрепления темы увеличения и уменьшения числа на…, в… использовались следующие упражнения:

«…Спиши числа. Увеличь каждое однозначное число в 6 раз, а каждое двузначное число уменьши на 9. Запиши полученные числа под данными числами.

32, 7, 46, 28, 5, 93, 4, 9, 66, 1.»

Остановимся ещё на одном фрагменте:

«…Ребята, для решения большинства задач не достаточно одних знаний. Необходима ещё и внимательность.

С чего мы начинаем решение задачи? (с анализа задачи, т.е. с выделения условия и вопроса)

Правильно, но условие мы можем читать и слушать по-разному! Прочтёшь, послушаешь не внимательно и утеряна главная ниточка. Проверим, умеете ли вы, ребята, внимательно слушать и быстро улавливать условие задачи.

Задачи – шутки:

1. Мотоциклист ехал в посёлок и встретил 3 легковых автомобиля и грузовик. Сколько всего машин ехало в посёлок? (один мотоциклист)

2. Тройка лошадей пробежала 30 км. По сколько км. Пробежала каждая лошадь? (30 км.)

3. Вова бегает хуже Миши. Миша бегает хуже Серёжи. Кто из мальчиков бегает хуже всех? (Вова)

Молодцы, порадовали меня, оказывается, все ребята у нас очень внимательно слушают условие задачи…»

На уроках мы не гнались за количеством решённых задач, по моему мнению это не целесообразно, так как практически все задачи в учебниках однотипны, и в каждой новой задаче дети узнавали предыдущую с обновлёнными числовыми данными, что не вызывало у них познавательного интереса. А решение задач сводилось лишь к соревнованию, кто быстрее оформит запись в тетради. И те, кто справлялся быстрее, сидели скучая. Мы же, пытались в одной задаче отыскать как можно больше способов решений, сформулировать новые вопросы… Это оказалось более интересней для детей и эффективней в обучении.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Общечеловеческие и национальные ценности отечественной педагогики
Начало ХХ века было отмечено резким ростом неудовлетворенности педагогической общественности положением дел в сфере российского образования. Требования усилить внимание по "всему русскому" в программах и учебных пособиях выдвигали и либерально-демократические деятели общественно-педагогич ...

Принцип доступности и индивидуализации
Принцип доступности и индивидуализации называют также принципом учета особенностей воспитуемых и посильности предлагаемых им заданий. Обе эти формулировки выражают, по существу, одно и то же— необходимость строить обучение и воспитание в соответствии с возможностями воспитуемых, учитывая особенност ...

Сущность понятия познавательной деятельности в психолого-педагогической литературе
Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную на основе познавательного интереса. Поэтому активизация познавательной деятельности школьников – составная часть совершенствования методов обучения (преподавания и учения). Широкое понятие а ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved 0.2936