К наглядным методам относится наблюдение - рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов, прослушивание пластинок, посещение театральных постановок.
Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ.
В работе с детьми младшего школьного возраста все эти методы должны сочетаться друг с другом.Чем активнее применяются на практике творческие и развивающие игры, тем нагляднее результат детского творчества.
Очень яркое развитие творческих способностей проявляется на занятиях в дополнительном образовании. В кружке «Умелые руки», который является филиалом театра - студии «Необычайные Звезды» Городского Дворца Культуры и работает на базе средней школы № 3, руководителем, которого я являюсь. Без творчества и способностей нельзя достигнуть высоких результатов. Именно благодаря этому создается своеобразный микроклимат для развития творческих сторон.
Большая роль отводится коллективным работам, где каждый ребенок вносит в работу свою лепту, и в результате получается единая картина, которая занимает одно из мест на выставке.
В течение трех лет мы используем в своей работе коллективный метод в развитии творческих способностей у детей. И, на наш взгляд это наиболее эффективный способ развития творчества.
Дети не только делают картины, но и сочиняют сказки к этим картинам. Великолепно переданы колорит и дух сказки, разнообразие жестов, поз, выражений лиц, яркая и пышная растительность. И притом удивительное чувство композиции, пропорции. Также дети исполняют сложные, многофигурные композиции. Показывают мини-сценки детям из младших классов.
Важная роль в развитии творческих способностей принадлежит педагогу. Педагог является инициатором идей. К этому выводу я пришла, основываясь на опыте своей работы.
Например, в начале своей трудовой деятельности мне, хотелось достичь «все и сразу». Но как?
На занятиях мы с детьми стали делать сразу большие картины, миновать начальные периоды. Но в процессе занятий я поняла, что дети еще к этому не готовы и тогда со следующего года мы с детьми стали работать по принципу от простого к сложному:
1. Выбор сюжета, картины;
2. Цветовая гамма;
3. Подбор материала;
4. Поэтапное выполнение картины.
В результате поэтапной работы нам удалось достигнуть высоких результатов. Они заключаются в том, что дети стали помощниками, т.е. они могли без посторонней помощи обучать малышей.
Кто они - вундеркинды или просто дети, способности которых вовремя замечены и своевременно развиты?
Мы выбирали разные направления работы с детьми, и всегда находились ученики, достигавшие очень высоких результатов в каждом из видов деятельности.
Таким образом: поэтапное выполнение работы, благотворно влияет на эффективность развития творческих способностей у детей.
Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода.
Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном возрасте.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.
2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.
3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.
4. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.
5. Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
Но создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима усиленно направленная работа по развитию творческого потенциала у детей. К сожалению, традиционная существующая в нашей стране система воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей у детей. Поэтому они (способности) развиваются в основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития.
Для развития творческих способностей можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей школьников:
Единство образования, воспитания и развития в процессе обучения
Всестороннее, гармоническое развитие личности предполагает единство ее образованности, воспитанности и общей развитости. Все эти компоненты всестороннего развития понимаются в их узком смысле, т. е. соответственно как сформированность знаний, умений и навыков, воспитанность личностных качеств и раз ...
Понятия и сущность оценки
результатов обучения в компетентностно-ориентированном образовании
В связи с тем, что в сентябре 2003 года Россия присоединилась к Болонской декларации, направленность системы отечественного образования изменилась. Был взят курс на модернизацию этой важной для общества системы. На протяжении большей части советского периода российского образования его компетентнос ...
Анализ системы подготовки квалифицированных рабочих
во Франции
Французское законодательство неоднократно обсуждало и совершенствовало кодекс воспитания – главный законодательный документ в сфере образования. Этот кодекс непосредственно касается так называемых принципов образования, основными из которых являются: Свобода преподавания Бесплатность Нейтралитет Во ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.