Педагогика и образование » Формирование нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста средствами театрального искусства » Специфика формирования нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста

Специфика формирования нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста

Страница 2

Процесс эстетического воспитания, обучения и воспитания детей искусством обеспечивает специфическое развитие психической деятельности детей: их воображения, образной и логической памяти, речи, мышления.

Привыкая приводить в движение все умственные силы в процессе занятий искусством, ребенок впоследствии распространяет эту способность на любую другую деятельность. Важно также, чтобы те способности, которые ребенок приобретает в различных областях деятельности (умственной, трудовой, физической), он имел возможность применить и в области художественно-эстетической.

Специфическим принципом системы эстетического воспитания является принцип художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей. Он приобретает особенно важное значение в условиях научно – технического прогресса и развития средств массовой информации. Было бы большой ошибкой думать, будто художественная самодеятельность, такие ее формы, как хоровое и сольное пение, народные танцы, выразительное чтение, изобразительная, музыкально- и литературно-творческая деятельность отживает свой век, потому что благодаря радио, телевидению, книгам, локальной сети Интернет любое высокохудожественное произведение стало доступно людям в любом месте мира.

Конечно, детей важно учить слушанию, созерцанию, чтению, а не только творческой самодеятельности, художественной активности, ведь в средней школе не готовят певцов, художников, поэтов, писателей, кинематографистов. Она дает общее образование и развитие, обеспечивает готовность овладения любой специальностью художественная самодеятельность имеет значение не только как средство ознакомления с произведениями искусства и навыками исполнительства, но и как средство художественного развития, индивидуального творческого проявления ребенка, составляющего содержание его духовной жизни. Вот почему художественная самодеятельность должна быть не репродуктивной, повторяющей известные образцы, а подлинно творческой, тесно связанной с активным художественным творчеством. В этом случае она полностью выполняет свои воспитательные функции.

Наконец, большое педагогическое значение имеет и принцип эстетики всей детской жизни. Детская жизнь только тогда по настоящему воспитательно эффективна, когда организована «по законам красоты», приносит детям радость. Задача не в том, чтобы взрослым организовать для детей красоту окружающей среды, в которой они живут, учатся, работают, отдыхают, а в том, чтобы вовлечь всех детей в активную деятельность по созиданию и сохранению красоты. Только красота, в созидании которой ребенок принимает участие, по-настоящему видна ему, становится чувственно осязаемой, делает его ревностным защитником ее и пропагандистом. Поддержание красоты, ставшее в коллективе прочной традицией, является важным условием эстетического и общего воспитания.

Система эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы строится с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей детей. Идет ли речь о требованиях к художественному вкусу, эстетическим суждениям, нравственно-эстетическому идеалу, который должен быть свойствен младшему школьнику, подростку, юноше, или о характере, жанрах и критериях оценки творческой, в том числе художественно-творческой, деятельности, — каждый раз оптимальное требование и решение проблемы должно быть соотнесено с возрастными возможностями ребенка. Система эстетического воспитания наряду с задачами собственно эстетического формирования личности играет важную роль в становлении отношения детей к миру, их убеждений и мировоззрения.

Младший школьный возраст – это самоценный период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива, хороший ученик; начинает интересоваться и разбираться в общественных явлениях, мотивах поведения, нравственных оценках. Он начинает задумываться над своим «Я», то есть вступает в сознательную фазу, когда изменяется весь строй личности ребенка. В это время происходит естественный всплеск его творческой активности.

Энергия детства неисчерпаема, надо лишь умело направить ее, раскрыть двери в сложный, противоречивый, но такой привлекательный для младшего школьника окружающий мир.

К сожалению воспитательный и учебный процессы в школах в наше время не равнозначны. В связи с нестабильной экономической ситуацией в стране в последние годы учреждения культуры так же, как и учреждения образования и спорта из-за недостаточного финансирования вынуждены сами зарабатывать деньги. И как следствие – большинство детей и подростков лишились возможности реализовать себя в сфере творчества.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Факторы формирования микроклимата
В ходе моего исследования у меня возник вопрос: а как учитель может влиять на формирование микроклимата школьного класса? Для начала рассмотрим факторы формирования микроклимата класса и содержание понятия "микроклимата". В целом можно привести два толкования понятия: психологическое и пе ...

Методика диагностики направленности учебной мотивации
Цель методики – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся. Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового н ...

Развитие воображения ребенка-школьника с сохранным слухом и недостатками слуха
Одной из важнейших задач психолого-педагогической работы является всестороннее изучение личности ребенка. Как отмечал К.Д. Ушинский «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Отечественными психологами Л.С. Выготским, В.В. ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2267