Педагогика и образование » Формирование нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста средствами театрального искусства » Игровые театрализованные формы и особенности их использования в работе с детьми

Игровые театрализованные формы и особенности их использования в работе с детьми

Страница 3

Как уже говорилось выше, сюжетная основа сценариев игровых театрализованных представлений часто заимствуется у сказки или известного литературного произведения. В этой связи очень важно сохранить структуру базового произведения. Если же сценарист меняет структуру, характер, функции известных персонажей он обязан мотивировать это, договориться о новых «правилах игры» со зрителем В данном случае договор и мотивация имеют первостепенное значение, так как в подобных представлениях обязательно привлечение зрителей в качестве действующих лиц, а потому они должны хорошо знать правила новой игры.

Иногда сценаристы, желая вырваться из жестких рамок базового сюжета, меняют функции героев, да и сюжет выворачивают наизнанку. Есть сценаристы, одержимые прямо-таки маниакальной страстью превращать Бабу-Ягу в Мать Терезу, а Бармалея — в величайшего гуманиста всех времен и народов. Такие попытки, как правило, неудачны, ибо авторы сценариев не считают нужным, а иногда и не в состоянии обеспечить свои изыски логичной и достоверной мотивацией, предложит!) приемлемые правила игры.

Хотя в искусстве используются разнообразные приемы и подходы, все же при изменении функций известных сказочных и литературных героев надо учитывать типические черты характера, которыми они были наделены в базовом произведении. Есть такие персонажи, которых легко можно переводить из лагеря положительных героев в лагерь противодействующих, и наоборот. Таковы, например сказочные Волк, Лиса, Кот, Баба-Яга и др. Это обусловлено сложившимся представлением о них в фольклоре, да и в жизни они часто выступают в разных ипостасях Так, Баба-Яга в одном случае зажаривает детей, а в другом — помогает доброму молодцу. Волк в фольклоре лакомится козлятами, поросятами, бабушками, но в то же время может стать верным другом помощником и советчиком Ивану-царевичу, а в реальной жизни он — то злейший враг скотоводов, то незаменимый санитар лесов и полей. Некоторые из положительных персонажей могут временно пребывать в противостоящем лагере, даже быть отрицательными героями. Но есть персонажи, которых обрядить в наряд злодея никак нельзя. Это персонажи, в типических чертах которых заложено острое чувство справедливости и доброты, а главное, ярко выражено стремление к покровительству и защите слабых. Причем эти герои не вписываются в противоположный лагерь, несмотря на то, что в их характере имеются некоторые отрицательные черты, а точнее сказать, слабости. Самые типичные герои этого ряда: Буратино, Емеля, Карлсон, Винни-Пух и др.

Сценарист игрового представления непременно должен найти привлекательные манки для включения зрителей в игру, а стало быть, и в сценическое действие. Если но каким-то причинам этого не получится, действие может прерваться, а представление постигнет неудача. Чтобы этого не случилось, сценаристу, а еще более режиссеру-постановщику, необходимо предусмотреть запасные варианты действия, аналогичные игре по смыслу и темпоритму, и, конечно, дополнительные манки для включения зрителей в игру, а через нее — в действие. Здесь необходимо предостеречь авторов, что места в представлении, где зрители вводятся в действие и выводятся из него, представляют повышенную опасность. Вот почему сценарист должен прописывать их с особой тщательностью, предусматривая возможные повороты действия, связанные с самодеятельностью зрителей, и последствия таких неожиданностей.

В игровом представлении широко используются подвижные игры, поэтому необходимо уже в сценарии предусматривать условия их безопасного проведения.

Импровизационно – игровая театрализация. Эта форма более популярна на Западе , чем у нас. Представление создается самими зрителями, импровизирующими в рамках темы или сюжета. Подобные театрализации создаются по особой методике. Суть ее в том, что представление создается как будто бы сию минуту самими зрителями, а ведущие (часто в роли сказочных героев) только намечают контуры сюжета. Здесь необходима серьезная организационная и методическая подготовка. В подобных представлениях очень много зависит от ведущих, их умения, обаяния, интеллекта. Но, все же, необходим сценарий в котором учитываются все организационно – творческие моменты.

Сценаристам и режиссерам игровых представлений очень важно суметь найти приемы, позволяющие регулировать поведение большой массы зрителей, направлять их совершение нужных по ходу действия поступков. Этой цели хорошо служат: боевой клич, речёвка, целенаправленные специально подобранные физические движения, массовая песня. Но лучше всего направляет действие зрителей сама игра, которая и стала важнейшей составной частью театрализованного игрового представления.

Страницы: 1 2 3 

Еще по теме:

Методика диагностики направленности учебной мотивации
Цель методики – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся. Методика состоит из 20 сужде ...

Анализ предметной системы обучения и необходимость ее модернизации на основании интегрирования предметов
Сегодня главной в образовании является предметная система обучения. Если посмотреть на источники ее создания, то можно увидеть, что она соз ...

Педагогические идеи И.И. Бецкого по созданию государственной системы образования
Екатерина II начала в 1762 году свое царствование с обещания улучшить государственные законы и положения различных сословий. Она состояла в ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru