Педагогика и образование » Формирование нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста средствами театрального искусства » Игровые театрализованные формы и особенности их использования в работе с детьми

Игровые театрализованные формы и особенности их использования в работе с детьми

Страница 2

Игровая пьеса. По большей части — это собственно пьеса, в которую включаются игры или игровые эпизоды со зрителями.

Излюбленный прием авторов — диалоги персонажей со зрителями, где зрители выступают в роли коллективного и, как правило, положительного персонажа.

Этот прием предоставляет большие возможности, но так как настоящий, осмысленный и двигающий действие диалог, в котором участвуют зрители, написать очень трудно, авторы пользуются им не очень охотно или применяют упрощенную схему диалога. Вопросы, на которые вынуждены отвечать зрители, типа «А кто здесь набедокурил?», «А куда спрятался злодей?» и другие подобные делают зрителей не подлинными действующими лицами, а отводят им роль сторонних наблюдателей и информаторов. А иногда и бесстрастных судей — этаких барометров абстрактной нравственности и морали При этом часто нарушается грань, отделяющая информаторов от ябед и доносчиков. И одно только это наносит непоправимый вред воспитанию личности сводит на нет все благие мысли и идеи, ради которых писалась пьеса.

В большинстве случаев игровые пьесы пишутся по мотивам сказок. На мой взгляд, это обусловлено тем, что мир сказок хорошо знаком и близок детям, они прекрасно знают их сюжеты. Это дает им возможность легко включаться в действие и развивать его в соответствии с веками сложившимися функциями и структурой сказки. Это одна из причин широкого использования сказки, в том числе и в игровых театрализованных представлениях.

Игровое театрализованное представление отличается от игровой пьесы более разнообразным художественно-образным языком и тем, что в нем широко используется игра. С помощью игры организуются и включаются в действие зрители: она ставит их перед выбором линии поведения, предоставляет возможность проявить силу, ловкость и сноровку. Игра помогает противодействующим персонажам сравнительно просто и легко вводить детей в заблуждение и даже вовлекать их в свой лагерь, что предоставляет сценаристам прекрасную возможность создавать сложную, захватывающую интригу, обогащать сюжет и обострять конфликт.

Подчеркну, что игровая пьеса и игровое представление более все го тяготеют к драматическому произведению (пьесе), поэтому сценаристам необходимо заботиться о развитии действия а главное, как это ни странно для театрализованного представления, создавать образы героев, особенно главных действующих и противодействующих лиц. Герои в подобных представлениях постоянно общаются с детьми. Общения не получится, если герои будут «не настоящими», если хоть в чем-то будет нарушена правда искусства.

Это одна из основных трудностей для сценариста и режиссера: как соединить вымышленный мир театра и самую настоящую, полнокровную жизнь, в которой существуют дети? Дети, конечно, чрезвычайно восприимчивы к условностям и легко принимают любое корректное предложение с магическими для них словами «если бы» и «как будто». Но именно — корректное, а это значит, любой ход, любое действие должны быть убедительны и оправданны. Вот главные, хотя и не все условия, благодаря которым может происходить соединение, слияние реального и вымышленного.

Несмотря на большую популярность и значительные воспитательные возможности театрализованных игровых представлений, создается их не так уж и много. Причина в том, что жанр этот требует от сценаристов глубоких знаний не только законов драматургии, но и законов игры и психологии общения. Большая трудность для сценариста — включить игру в сюжетную канву, не нарушая, а, наоборот, усиливая и развивая действенную линию представления. Сценаристу необходимо выявить суть каждой игры, найти интересный, оригинальный способ ее использования и непременно наполнить смыслом сам процесс игры. Поясню на примере. Когда массовик-затейник набирает две команды и заставляет их перетягивать канат, совершается примитивное действие, осмеянное многими поколениями острословов.

В данном случае массовик предлагает людям занятие, для выполнения которого не требуется пи интеллекта, ни эмоций — одна только грубая мускульная сила. Но если к этой силовой задаче присовокупить смысловую, содержательную, изменится сама суть состязания. Положим, детям будет предложено состязаться в перетягивании каната с отрицательными персонажами с условием, что от его результатов будет зависеть судьба героя представления. В этом случае у детей появится позитивный мотив выполнения данного действия, а их поведение станет более эмоциональным. Вообще же опытный сценарист знает, что тог же канат, при соответствующей мотивации, может становиться средством и состязательности, и противодействия, и единения; с его помощью можно ограничить свободу передвижения в пространстве, но можно и расширить ее . Да мало ли какие задачи можно решить при помощи обычной веревки! Точно так же и любая игра может служить многим, часто противоположным целям выполнять самые разнообразные задачи.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Содержание и роль линии уравнений и неравенств в современном школьном курсе математики
Ввиду важности и обширности материала, связанного с понятием уравнения, его изучение в современной методике математики организовано в содержательно-методическую линию уравнений и неравенств. Здесь рассматриваются вопросы формирования понятий уравнения и неравенства, общих и частных методов их решен ...

Формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста
Почему мы делаем акцент именно на детей старшего дошкольного возраста? Дело в том, что если ребенок раннего и младшего дошкольного возраста не получает дошкольного образования, то недостатки и упущения в его развитии еще можно исправить. Если же недостаточный уровень развития имеет ребенок старшего ...

Введение краеведческого материала в урок литературы
Решающее значение для организации литературно-краеведческой работы в школе имеет предварительная самоподготовка учителя, его знакомство с историей и памятниками культуры, с примечательными местами родного края. Не меньшую роль играет знакомство учителя с литературными традициями своего края, его ак ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0068