Педагогика и образование » Модульная технология обучения в профессиональном образовании » Особенности модульной технологии обучения

Особенности модульной технологии обучения

Модульное обучение профессии заключается в последовательном усвоении учеником модульных единиц и модульных элементов. Гибкость и вариативность модульной технологии профессионального обучения особенно актуальны в условиях рыночных отношений при количественных и качественных изменениях рабочих мест, перераспределении рабочей силы, необходимости массового переобучения работников. Нельзя не учитывать и фактор кратковременности обучения в условиях ускоренных темпов научно-технического прогресса.

Особенности модульного обучения заключаются в том, что учащийся частично или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему учебной программой, которая содержит в себе целевую программу действий, базы информации и методическое руководство для достижения поставленных дидактических целей. В этом случае функции преподавателя могут изменятся от информационно-контролирующих до консультационно-координирующих.

Технология модульного обучения базируется на объединении принципов системного квантования и модульности. Первый принцип составляет методологическую основу теории «сжимания», «сворачивания» учебной информации. Второй принцип является нейрофизиологической основой метода модульного обучения.

При модульном обучении нет строго заданного срока обучения. Он зависит от уровня подготовленности учащегося, его предыдущих знаний и умений, желаемого уровня получаемой квалификации. Обучение может прекратится после овладения любого модуля. Учащийся может выучить один или несколько модулей и получить узкую специализацию или овладеть всеми модулями и получить широкопрофильную профессию.

Для выполнения работы на конкретном предприятии все модульные единицы и модульные элементы можно не изучать, а только те, которые необходимы для выполнения работы на конкретном рабочем месте. С другой стороны, профессиональные модули могут состоять из модульннных единиц, которые относятся к разным специальностям и разным областям деятельности. Может быть широкопрофильная профессия, связанная с использованием одной и той же производственной деятельности в разных отраслях.

Указанные выше принципы модульной системы профессионального образования дают возможность обратить внимание на такие ее позитивные качества:

достигается мобильность знаний в структуре профессиональной компетентности работника путем замены устаревших модульных единиц на новые, которые содержат новую и перспективную информацию;

управление обучением учащихся является минимальным. Это позволяет решить проблемы с будущим обучением и повышением квалификации рабочих кадров и специалистов;

благодаря четким, коротким записям учебной информации при конструировании дидактических модулей, приучает педагогов и учащихся к короткому высказыванию мыслей и суждений;

время усвоения информации, записанной в дидактическом модуле, по сравнению с традиционными формами предоставления учебного материала в 10 – 14 раз;

сокращается учебный курс на на10 -30% без потерь полноты преподавания и глубины усвоения учебного материала за счет действия фактора «сжимания» и «отклонения» учебной информации, лишней для данного вида работ или деятельности;

происходит самообучение с регулированием не только скорости работы, но и содержания учебного материала;

достигается декомпозиция профессии (специальности) на завершенные в целевом и содержательном отношении части (модулей, блоков), которые имеют самостоятельные значения;

возможность обучения нескольким профессиям на основе усвоения разных профессиональных блоков с учетом конкретной производственной деятельности.

Началом процесса гармонизации системы европейского высшего образования считается 19 июня 1999 года, когда министерства образования европейских стран приняли декларацию на международной конференции в Болонии «Зона европейского высшего образования». Процесс получил название Болонского. Но фактически эти изменения начались еще в 1988 году, когда ректоры университетов Европы приняли «Большую хартию университетов». Это событие происходило в Болонском университете в дни празднования его 900-летия.

Принципы упомянутой хартии – автономия университетов; единство образования и научных исследований; свободное исследование образования и преподавания – основной принцип университетской жизни; верность традициям европейского гуманизма, взаимный обмен информацией и документами, а также увеличение количества совместных проектов.

На развитие идей хартии в Болонской декларации заявляется, что целью установления европейской зоны высшего образования до 2010 года, в частности, необходимо гармонизировать систему уровней (ступеней) образования; принять систему образования, которая базируется на двух образовательных уровнях; создать европейскую систему зачетных единиц, а также устранить препятствия в получении студентами услуг, которые касаются обучения; в признании времени работы в Европе преподавателей и ученых при начислении пенсий; в развитии критериев и методологии оценки качества преподавания; ввести такое важное понятие, как «европейский простор высшего образования», в том числе насчет содержания учебного содружества между учебными заведениями; схем мобильности, интегрированных программ образования, тренингов и проведение научных исследований. И это далеко не все требования.

Еще по теме:

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.242