Педагогика и образование » Формирование у учащихся системного стиля мышления при изучении физики » Основные мыслительные операции

Основные мыслительные операции

Страница 3

Исследования показали, что младшие школьники более успешно будут находить сходство между предметами, если при сравнении давать дополнительный предмет, отличный от сравниваемых. Ученики сравнивают изображения домашних животных – коровы и овцы и сходных признаков усматривают не так много. Если же продемонстрировать три картинки – корову, овцу и собаку, то учащиеся находят гораздо больше сходных признаков у коровы и овцы.

Понятия образуются у человека в результате процесса обобщения, т.е. мысленного объединения предметов и явлений, имеющих общие свойства. Обобщения будут правильными, когда предметы и явления объединяются по существенному признаку. Так, мыслить понятие «металл» – это значит выделить общие признаки, которыми обладают железо, сталь, чугун, медь и др., и объединить их в одном обобщающем слове – «металл». Но не всегда в основу обобщения берется существенный признак. Иногда объединение происходит по случайным признакам. Такие ошибки часто допускают дети.

К обобщению прибегает писатель, беря некоторые черты у отдельных людей и объединяя в одном лице, создавая таким путём типический образ литературного героя. А.М. Горький говорил о том, что необходимо очень хорошо присмотреться к сотне людей какого-либо класса для того, чтобы приблизительно верно написать портрет одного его представителя.

Обобщение – одна из основных мыслительных операций. Она заключается в выявлении общих признаков, свойств, качеств, тенденций изменения у ряда объектов, явлений, событий.

Существует 2 вида обобщений: эмпирическое и теоретическое.

Эмпирическое обобщение – обобщение, основанное на сравнении предметов при выделении и обозначении через слово их общих свойств. Использование подобных свойств как классификационных предоставляет человеку возможность работать со значительно большим объемом предметов, чем это возможно в прецептивном плане. С помощью классификационных схем каждый новый предмет распознается как относящийся к определенному классу. Способность к эмпирическому обобщению формируется еще в дошкольном возрасте, но наиболее сензитивным возрастом является младший школьный возраст.

Например, в физике существует группа задач, объединенных таким общим признаком: в них нужно найти характеристики движения тел, не вникая в причины, вызывающие движения; эти задачи относятся к кинематике.

Когда мы выполняем лабораторную работу, то после проведения серии однотипных опытов делаем вывод, суть которого – выявление общего свойства в полученных результатах.

Приведенные примеры убеждают, что операция «обобщение» не так уж редка, что она связана с анализом, сравнением, классификацией и абстрагированием.

Теоретические обобщение – обобщение, основанное на выделении существенных связей между явлениями окружающего мира, свидетельствующих об их генетическом родстве. Осуществляется при помощи понятия, в котором фиксируется лишь самое существенное, а частное опускается. Способность к теоретическому обобщению формируется наиболее интенсивно в подростковом – и юношеском возрасте.

Теоретическое обобщение осуществляется путем анализа совокупности и выделения общего в его составе. Обычно это выделение происходит в результате преобразования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Обновление обучения и воспитания
Как и везде, организация учебно-воспитательного процесса за рубежом имеет свои преимущества и недостатки. К числу таких недостатков относится то, что учащиеся нередко оказываются несостоятельными, когда от них требуется самостоятельность, инициатива и творчество. Глубокие корни пустили малопродукти ...

Формы и методы краеведческой работы с детьми
Одной из составляющих системы школьного краеведения являются организационные формы обучения. Существует три направления работы с учениками: Учебное (уроки, факультативные занятия) Внеурочное (занятия в краеведческих кружках, группах) Внешкольное (центры туризма и отдыха, дома школьников, центры эст ...

Определение нетрадиционных педагогических технологий и их виды
Для того, чтобы раскрыть понятие нетрадиционной педагогической технологии, обратимся к термину «педагогическая технология». Существует множество определений этого термина различными авторами. Приведем один из них. «Педагогическая технология – направление в педагогике, которое ставит целью повысить ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2269