5) Выбор требуемых в данной ситуации языковых единиц из ряда предложенных.
6) Конструирование предложений официального или неофициального характера с помощью подстановочной таблицы.
7) Передача того же значения в другом стиле (парафраз).
Изложенные виды упражнений можно отнести к разряду языковых, выполнение которых представляет собой подготовку к применению изучаемого материала в речевой деятельности. Н.И.Гез утверждает, что языковые упражнения служат для выработки речевых автоматизмов, а речевые упражнения предполагают включение тренируемого явления в речевую ситуацию, имитирующую в какой-то мере условия реального общения.
Целесообразно также предусмотреть наличие речеподготовительных упражнений, облегчающих переход от тренировочных, языковых упражнений к речевой практике путем постепенного перенесения произвольного внимания обучаемых с языковой формы на содержание высказывания.
Для обучения стилистически адекватной речи предлагают следующие виды речевых упражнений:
1) Обмен репликами в конкретных условиях общения (между друзьями, между начальником и подчиненным и т.д.) с опорой на ключевые слова. (Характер ключевых слов может соответствовать заданной ситуации, или могут быть даны лексические единицы с различной стилистической окраской, и обучаемый должен выбрать адекватные заданной ситуации).
2) Передача содержания текста в заданной ситуации: (а) официальной, (б) неофициальной.
3) Пересказ текста от лица одного из персонажей в заданной ситуации: (а) официальной, (б) неофициальной.
4) Построение на заданную тему собственного высказывания, устного и письменного: (а) в официальной ситуации, (б) в неофициальной ситуации.
Роль пересказа в развитии стилистически правильной речи весьма существенна. При этом задания должны формулироваться так, чтобы обучаемый воспроизводил содержание текста в противоположных по степени официальности ситуациях. При этом от обучаемых будет требоваться либо воспроизведение языкового материала текста, либо его стилистическая трансформация в соответствии с изменившимися условиями общения.
Поскольку проблема обучения стилистически адекватной речи является еще в значительной степени неразработанной и требует решения ряда важных вопросов (касающихся, например, отбора языкового материала), в свою очередь предполагающих проведение специальных лингвистических исследований, считается возможным на данном этапе предложить в известной мере упрощенный путь, с помощью которого уже сейчас можно обучать стилистически правильной речи.
Упражнения, представленные в системе
А. Упражнения для развития уместности (стилистической правильности) речи.
Прежде чем привести примеры видов упражнений, следует отметить, что в основе системы упражнений лежит поддерживаемая большинством методистов идея о необходимости этапу речевой практики предпосылать стадию отработки отдельных языковых средств.
(1) Сообщение обучаемым информации: о формальных признаках и особенностях употребления языковых средств, характерных для официального и неофициального стилей. Например:
a) Informal style is characterised by extensive use of elliptical sentences. Usually the initial elements of a sentence are elided; the most characteristic cases here are as follows:
(a) (I) Hope you enjoyed the programme,
(It) Serves you right.
Прием «погружение» как средство развития математического мышления младших
школьников
Анализ педагогической литературы показывает, что четко понятие “погружения” практически не сформулировано. Мало того, разные авторы под этим понятием имеют в виду разные методы. Это кроме того, что одни используют это слово только в кавычках, как бы подчеркивая его условность, другие — без, а треть ...
Содержание индивидуального подхода в физическом воспитании дошкольников
Знание физического состояния и развития детей имеет очень большое значение при проведении процедур закаливания, которые должны проводится систематически, на строго индивидуальной основе, а также при проведении индивидуальной работы по развитию движений. В процессе правильного физического воспитания ...
Анализ программ по естествознанию с точки зрения
экскурсионного движения и формирования наблюдательности
Анализ программ проводится с целью выявления экскурсионных форм образования по различным вариативным программам в современной начальной школе, и анализ их возможностей в процессе формирования наблюдательности у младших школьников. Природа и люди Автор З.А. Клепинина Основу содержания курса "Пр ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.