Сформированность здорового образа жизни человека есть один из результатов социализации личности в общественной среде. Чем выше приоритет здоровья в обществе, тем выше культура здорового образа жизни каждого её члена. Из данного вывода вытекают, по крайней мере, два краеугольных положения:
Если создать мощную здоровьесберегающую среду, то культура здорового образа жизни каждого её представителя значительно повысится.
Для школьников важнейшей здоровьесберегающей средой может стать школа, которая взаимодействует с другими социальными объектами и является эффективным институтом культивирования ЗОЖ.
Социально-педагогическая деятельность школы должна способствовать воспитанию привычек, а затем и потребности в здоровом образе жизни.
Социально-педагогическая деятельность по формированию ЗОЖ предусматривает выполнение социальным педагогом следующих основных функций:
Диагностическая, нацеленная на выявление уровня и особенностей сформированности ЗОЖ, реализуется путём сбора информации о ребёнке; изучения и оценивания реальных особенностей его личности; выявление информации о семье ребёнка; изучении источников негативного влияния на ребёнка и устойчивости его к этому давлению; изучения негативных факторов провоцирующих отклонения ребёнка от ЗОЖ; изучение влияния на ребёнка микросреды. Сбор информации происходит посредством опроса (устного или письменного) самого подростка, его родителей, классного руководителя, при необходимости других значимых для ребёнка людей. Также применяется анкетирование, интервьюирование, наблюдение, изучение документации на семью и ребёнка. Результатом реализации этой функции является постановка социального диагноза развития ребёнка, вовлечённости его в ЗОЖ, определение конкретных задач социально-педагогической деятельности по формированию ЗОЖ. Ими могут быть: профилактика, коррекция, реабилитация или комплекс каких-то других мероприятий.
Прогностическая. Сущность её заключается в том, что на основе поставленного диагноза разрабатывается конкретный социально0педагогический цикл мероприятий с ребёнком, по формированию ЗОЖ, который предусматривает этапные изменения и конечный результат развития, коррекции и реабилитации.
Образовательно-воспитательная, которая предусматривает отбор содержания социально-педагогической деятельности, а также методов её осуществления; определение тех социально значимых качеств, которые должны быть воспитаны у ребёнка в процессе формирования ЗОЖ; обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; восполнение пробелов воспитания и образования ребёнка, не склонного к ведению ЗОЖ, формирование умений и навыков, необходимых для преодоления проблем формирования ЗОЖ.
Правозащитная, обеспечивающаяся тем, что социально-педагогическая деятельность строится на правовой основе, предусматривающей как соблюдение, так и защиту прав ребёнка.
Организаторская. Она обусловлена тем, социально-педагогическая деятельность по формированию ЗОЖ требует участия и скоординированности действий разных специалистов для решения проблемы; создаёт условия для проведения свободного времени и досуга; организации социально значимой деятельности детей, взрослых, общественности в решении задач формирования ЗОЖ, поддержки и развития учащихся.
Коммуникативная. Её сущность заключается в том, что в ходе реализации социально-педагогической деятельности возникает необходимость установления множественных контактов между её участниками с целью обмена информацией.
Предупредительно-профилактическая, которая обеспечивает закрепление полученных положительных навыков ЗОЖ и предотвращает возможность появления рецидивов неадекватного отношения к ЗОЖ, что достигается социальным патронажем подопечных и оперативным реагированием в экстремальной ситуации.
Деятельность социального педагога по формированию ЗОЖ несёт, прежде всего, профилактическую функцию и требует соблюдения определённых принципов, которые должны быть заложены в её основу.
Содержание и методы работы учителя – дефектолога по разделу «Игра»
Главная цель работы учителя-дефектолога состоит в том, чтобы в результате систематических занятий у его воспитанников сформировался сложный механизм игры, включающий в себя на высших ступенях ее развития воображаемую ситуацию, действия с предметами-заместителями, ролевое поведение. Проводить заняти ...
Особенности компетентностно-ориентированного образования
Смысл компетентностно-ориентированного образования состоит в диалектическом синтезе академического и прагматичноro образования, в обогащении личностного опыта субъекта в конструировании такой образовательной среды, которая способствует оптимальному развитию индивидуальности, уникальности обучающего ...
ЕГЭ по информатике как средство аттестации
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – это основная форма государственной (итоговой) аттестации выпускников школ Российской Федерации. Впервые ЕГЭ в российских школах стали сдавать в 2001 году, но только в порядке эксперимента и в отдельных областях. А с 2009 года сдача ЕГЭ была введена повсеместно ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.