Педагогика и образование » Разработка способов реализации проектно-исследовательской деятельности в экологическом образовании детей дошкольного возраста » Психологические особенности детей дошкольного возраста

Психологические особенности детей дошкольного возраста

Страница 2

Детям старшего дошкольного возраста присущи живой интерес к окружающему и жажда познания, а также особая восприимчивость к той информации, которую он получает как самостоятельно, так и от взрослых. В этот период дети очень впечатлительны, эмоциональны и внушаемы, поэтому влияя на чувства детей родители и педагоги могут с гораздо большим успехом вызвать желание "поступать хорошо". Но при этом весьма опасно постоянно упрекать ребенка и акцентировать внимание на его недостатках.

В старшем дошкольном возрасте начинают происходить изменения в коре головного мозга ребенка, в результате возрастает ее роль в регуляции поведения, развивается способность действовать по заданному образцу, выполнять указания взрослых и придерживаться существующих правил поведения. Кроме того, существенно увеличивается произвольность таких психических процессов, как восприятие, мышление, речь, внимание, память, воображение. Внимание становится сосредоточенным и устойчивым, кроме того ребенок становится способен управлять им, вследствие чего формируется способность запоминать, мобилизуя волю.

Поведение ребенка в данный период становится более целенаправленным, целеустремленным, лишенным принуждения.

Кора головного мозга становится устойчивой к внешним раздражителям, поэтому развивается способность к торможению эмоциональных порывов, ребенку становится легче ограничивать свои желания и быть сдержаннее.

Умственная и физическая работоспособность у дошкольника существенно повышается, однако ее степень зависит от личного интереса к выполняемой работе и от продолжительности однообразной работы. В этот период для поддержания внимания максимально продолжительное время необходимо обеспечивать чередование различных видов деятельности: игры, труда, занятий.

По сравнению с более ранними периодами дошкольного детства, в старшем дошкольном возрасте существенно повышается уровень наглядно-образного мышления, в связи с чем становится возможным формирование обобщенных знаний и элементарных понятий об окружающем мире. Формирование знаний и понятий делает деятельность ребенка осознанной.

Наиболее интенсивно знания и понятия формируются в процессе совместной работы ребенка со взрослыми, когда его деятельность сопровождается пояснениями и советами.

Однако ребенку даже очень развитому еще не всегда легко реализовывать свои знания в повседневной деятельности, к тому же его жизненный опыт еще слишком мал, а управлять своими эмоциями он умеет еще не достаточно хорошо.

Таким образом, на основе знаний об особенностях психофизиологического развития дошкольников становится возможным осуществлять сложные воспитательные задачи - развивать познавательный интерес, способность преодолевать трудности, самостоятельно, добросовестно выполнять поручения и свои обязанности, сдерживать эмоции, стараться поступать хорошо и др. Вместе с тем к ребенку этого возраста нельзя быть столь же требовательным, как к взрослому.

Однако основная тенденция дошкольного возраста выражается в возникновении стремления ребенка быть таким же как взрослый. Подражая взрослым, ребенок проявляет самостоятельность, приучается к общественно полезному труду.

Данный период является благоприятным временем для знакомства ребенка с живой и неживой природой, формирования основ экологического сознания.

Для дошкольного возраста характерно то, что ребенок знакомится с миром природы, непосредственно наблюдая ее, или через практическую деятельность. Предметом восприятия ребенка становятся отдельные природные явления и объекты, которые служат исходным звеном экологических знаний и могут служить в педагогике основой построения дидактической системы знаний о неживой природе.

У ребенка дошкольного возраста преобладает правополушарный тип мышления, в связи с чем он знакомятся с окружающим миром посредством эмоционально-чувственного восприятия всех объектов, с которыми сталкиваются.

В дошкольном возрасте дети обычно любопытны, их живо интересуют объекты окружающей их среды, и они с интересом исследуют их свойства и качества. Поскольку к 6 годам внимание детей становится достаточно устойчивым, в этом возрасте для них становится возможным исследование и понимание простейших взаимосвязей в явлениях и процессах протекающих в природе.

Для старших дошкольников характерной является особая восприимчивость к тем фактам, которые он получает самостоятельно, в процессе своей деятельности. Однако в то же время дети в этом возрасте очень внушаемы и доверчивы. Поэтому так важно, чтобы в этот период формировались правильные представления об объектах и явлениях неживой природы, чтобы они формировались именно на научной основе.

В связи с вышесказанным, Н. Рыжова отмечает, что именно в дошкольный период важно сформировать у ребенка основы экологической безопасности, экологически грамотного поведения в быту и в природе, умение прогнозировать последствия своих поступков по отношению к природе, к себе самому и к людям.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Участники образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
Участниками образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения являются дети, их родители (законные представители), педагогические работники. При приеме детей в дошкольное образовательное учреждение последнее обязано ознакомить родителей (законных представителей) с уставом, лицензией ...

Методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений по развитию воспитательного потенциала семьи
На основе изученной научно-педагогической, методической и практико-ориентированной литературы мы разработали методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений по развитию воспитательного потенциала семьи в современных условиях. Рекомендации состоят из двух блоков. Первый блок реком ...

Неполные предложения как характерная особенность неофициального стиля
Из всех указанных выше языковых особенностей официального и неофициального стилей следует остановиться подробнее на неполных (эллиптических) предложениях. Лингвисты замечают, что в связи с тем, что разговорный стиль чаще всего представлен в диалоге, под разговорной речью обычно понимают только диал ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved 0.0305