Педагогика и образование » Новые технологии обучения » Разноуровневое обучение

Разноуровневое обучение

Страница 4

Каким образом должно идти усложнение программы? Это первый вопрос, который возникает при попытке организовать разноуровневое обучение. Необходимо обратиться к содержанию образования по данному предмету. Поскольку изменять существующий образовательный стандарт нельзя, можно говорить лишь о дополнительных знаниях, т. е. некотором углублении, расширении знаний, предусмотренных стандартом в расчете на способности учащихся, а также на современные педагогические технологии.

Далее возникает проблема требований к уровню владения изучаемым материалом. Что касается группы «А», то эти требования разработаны государственным стандартом. Если же говорить о группах «В» и «С», то здесь следует разработать критерии оценки эффективности достигаемых результатов на всех промежуточных и итоговых этапах, систему тестов, необходимо сформулировать четкие требования к знаниям, умениям, навыкам по каждому разделу и теме программы с тем, чтобы достигаемый учащимися конечный результат соответствовал требованиям, которые предъявляются на вступительных экзаменах в МГУ и других престижных вузах (группа «С»), в технических вузах широкого профиля и других учебных заведениях (группа «В»).

Как видим, требуется достаточно большая и сложная подготовительная работа, которая выполняется, как правило, в гимназиях и лицеях на предметных кафедрах. К сожалению, в нашей стране образовательный стандарт носит универсальный характер и не предполагает разный уровень усвоения знаний.

При разноуровневом обучении учащиеся приобретают и большую свободу действий. Они сознательно делают акцент на определенных предметах и уделяют им основное внимание за счет того, что по предметам, которые им хуже даются, они согласны на базовый уровень. В группах, подобранных таким образом, создаются более благоприятные условия для равномерного продвижения с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Использование различных личностно-ориентированных технологий позволяет каждому ученику принимать самое активное участие в познавательной деятельности на уроке, осмысливать новый материал с помощью своих товарищей, самостоятельно применять полученные знания. Система зачетов в дополнение к системе оценки знаний, умений, навыков, принятых в технологии сотрудничества, позволяет систематически отслеживать темп продвижения каждого ученика. Сам ученик, принимая на себя ответственность за собственные успехи и успехи своих товарищей, получает возможность более свободно планировать свою деятельность.

«Портфель ученика»

Чтобы завершить разговор о дидактической системе, представляющей собой, на наш взгляд, личностно-ориентированный подход к обучению в гуманистической педагогике, необходимо остановиться еще на одной технологии, совершенно новой. Речь идет о так называемом «Портфеле ученика».

Технологии, которые объединяются понятием «Портфель ученика», способствуют формированию необходимых навыков рефлексии, т. е. формированию самонаблюдения, размышления. Подходы в этих технологиях, как и при обучении в сотрудничестве, могут быть разными. Важны принципы и понятия. Начнем с понятия. «Портфель ученика» - инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Это – комплект документов, самостоятельных работ ученика, который разрабатывается учителем и предусматривает:

задания ученику по отбору материала в «Портфель» (имеется в виду не конкретное указание, какой материал следует отобрать, а параметры, по которым его следует отбирать);

анкеты для родителей, заполнение которых предполагает внимательное ознакомление с работами учащегося; параметры и критерии оценки вложенных в портфель работ;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Функция, обратная тангенсу
Функция y=tg x на промежутке принимает все числовые значения: E (tg x)=. На этом промежутке она непрерывна и монотонно возрастает. Значит, на промежуткеопределена функция, обратная функции y = tg x. Эту обратную функцию называют арктангенсом и обозначают y = arctg x. Арктангенсом числа а называют у ...

Методика работы по орфографии в 8 – 9 классах
Работа по орфографии должна продолжаться и в 8 – 9 классах. Орфографические умения требуют длительной и постоянной тренировки. Это необходимо, потому что с каждым новым учебным годом учащиеся сталкиваются с огромным количеством незнакомой для них лексики, с новыми жанрами учебно-научной речи. В мет ...

Виды поведения учителя, связанные с преодолением неуспеваемости у отдельных учеников класса, предложенные Ю.З. Гильбухом
1. Сознательные попытки выяснить конкретные причины отставания в том или ином случае с тем, чтобы учитывать их при выборе коррекционных воздействий. 2. Попытки бороться лишь с проявлениями неуспеваемости. 3. Попытки преодоления неуспеваемости “внешним” путем (обвинение ученика в лености, применение ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.3821