Таблица 4. Творческое применение исторического материала.
Вид умений |
Методическая задача |
Вид деятельности |
Средства обучения/учитель |
Восприятие новой информации |
Восприятие, осмысление информации |
Проверка понимания, пересказ, использование информации в мини-проекте, ролевой игре |
Раздаточные материалы |
Анализ исторических событий, явлений |
Формирование умения построения причинно-следственных связей |
Сотрудничество в тройках/четверках, применение навыка в мини-проекте |
Учебник, раздаточные материалы |
Анализ исторического источника |
Формирование умений анализа исторического источника |
Сотрудничество в тройках/четверках, применение навыка в мини-проекте |
Раздаточные материалы |
Обсуждение, дискуссия |
Учитель, ведущий ученик | ||
Умение оперировать историческими датами |
Проверка сформированности умения |
Индивидуальное тестирование |
Раздаточные материалы |
Чтение исторической карты |
Проверка сформированности умения |
Фронтально |
Историческая карта |
Таблица 5. Пример циклового планирования уроков истории.
№ урока |
Задачи урока |
Содержание урока |
Время |
Вид деятельности |
Средства обучения/учитель |
1. |
1. Ознакомление с новым историческим материалом |
1. Рассказ учителя, введение новой терминологии |
7 – 10 мин. |
Восприятие, осмысление |
Учитель, учебник |
2. Работа с исторической картой, определение местоположения историко-географических объектов |
3 мин. |
Фронтально |
Историческая карта | ||
2. Формирование навыка анализа исторического события, явления |
3. Выявление сходств и различий исторических событий в различных регионах |
10 – 14 мин. |
Обучение в сотрудничестве |
Учебник, раздаточный материал | |
4. Построение причинно-следственных связей |
10 – 14 мин. |
Обучение в сотрудничестве |
Учебник, раздаточный материал | ||
3. Контроль усвоения нового материала |
5. Проверка выполнения заданий в группах, обсуждение |
5 – 7 мин. |
Фронтально |
Учитель, ведущие ученики | |
4. Домашнее задание |
2 мин. |
Таблица 6.
№ урока |
Задачи урока |
Содержание урока |
Время |
Вид деятельности |
Средства обучения/учитель |
2. |
1. Контроль усвоения материала |
1. Проверка понимания, восприятия информации |
5 мин. |
Проверка домашнего задания |
Учитель |
2. Применение информации в мини-проекте |
5 мин. |
Работа в малых группах сотрудничества |
Раздаточный материал | ||
2. Ознакомление с новым материалом |
3. Рассказ учителя, введение новой терминологии |
5 – 7 мин. |
Восприятие, осмысление |
Учитель, учебник | |
4. Совершенствование навыка работы с исторической картой |
3 мин. |
Фронтально |
Историческая карта | ||
3. Совершенствование навыков анализа исторических событий, явлений |
5. Совершенствование навыка анализа исторических событий и явлений |
5 – 7 мин. |
Обучение в сотрудничестве |
Учебник, раздаточный материал | |
6. Применение навыка анализа исторических событий в мини-проекте |
5 – 7 мин. |
Работа в малых группах сотрудничества |
Раздаточный материал | ||
4. Формирование навыка анализа исторических источников |
7. Выделение основной информации |
10 – 12 мин. |
Обучение в сотрудничестве |
Учебник, раздаточный материал | |
8. Сравнение с другими историческими источниками | |||||
9.Сравнение информации, содержащейся в источнике, с информацией, содержащейся в тексте учебника | |||||
5. Домашнее задание |
2 мин. |
Психологические особенности мыслительного процесса
Мыслительный процесс по своему внутреннему строению является действием или актом деятельности. Направлен он на решение определенной задачи. Задача эта заключает в себе цель для мыслительной деятельности индивида, соотнесенную с условиями, которыми она задана. Реальный мыслительный акт субъекта исхо ...
Психологические особенности
детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст представляет собой этап психического развития с момента осознания себя членом человеческого общества (примерно с 2-3 лет) до момента систематического обучения (6-7 лет). Выделяют три периода дошкольного возраста: младший дошкольный возраст (3-4 года), средний (4-5 лет) старший (5 ...
Психологo-педагогическое обоснование проведения ЕГЭ
Переход к ЕГЭ - начало принципиального изменения психологии и стратегии образовательного процесса. Он приведет к слому целой системы привычных стереотипов, к существенным изменениям в отношениях: - между учеником и учителем - учитель уже не контролер знаний ученика, а помощник, сотворец знаний. Укр ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.