Следует отметить и то, что журналистская работа заставляла Анатолия всё время быть на волне литературно-творческой жизни Брестчины. В областной газете он вёл литературную страницу «Зарянка», выступая с обзором произведений молодых писателей. Работая на телевидении, организовывал программы, посвящённые творчеству писателей-земляков.
Действительно, сам поэт утверждал, что «просто влюблён в Брестчину», поэтому его стихотворения, посвящённые городу Бресту, пронизаны необыкновенной теплотой и душевностью.
Заранее подготовленный ученик читает наизусть стихотворение «Берестье».
Берестье
Береста. Берестень. Берестье.
Какие звонкие слова!
Опять весна идёт предместьем
И к солнцу тянется трава.
И я спешу на берег Буга,
Где вязы древние растут.
Ужель опять увижу струги
И предков, что на них плывут?
В труде, лишениях и муке
Они здесь город создадут.
И никогда в чужие руки
Его уже не отдадут.
Береста. Берестень. Берестье.
Какая музыка в словах,
Когда я думаю о Бресте
На крепостных его валах!
Как истинный патриот и сын своей земли, Анатолий Гарай не мог пройти мимо наиболее трагичной страницы в истории нашего края – бессмертного подвига защитников Брестской крепости. Именно этой теме посвящено стихотворение «Баллада о белом коне».
Ученик выразительно читает стихотворение.
Баллада о белом коне
Не звёздная кружится вьюга,
Шумит не пожар в час ночной,
По крепости старой на Буге
Конь огненный скачет тропой.
Вдыхая дым раненой грудью,
Призывно он ржёт и храпит.
И яркие вспышки орудий,
Как молнии из-под копыт.
Где?. Где вы, солдаты артвзвода?
Где ты, командир молодой?
В дыму сорок первого года
На Буге кипит смертный бой.
Всё ближе и ближе фашисты.
Защитников строй поредел.
Убит уже взводный ершистый.
Как лунь, командир поседел.
А конь их всё ищет и ищет –
То вздыбится он, то замрёт.
И смерть над ними пулями свищет,
И землю снарядами рвёт.
- нет, смерть … Не возьмёшь!
Чего проще!
Я белый… Победы я конь…
… На Буге в березовой роще
Солдатская плачет гармонь.
И кто-то поёт о заветном,
Как Жуков на белом коне
Уже в сорок пятом, победном
Мчал гордо к Кремлёвской стене.
Не звёздная кружится вьюга,
Шумит не пожар в час ночной,
По крепости старой на Буге
Конь огненный скачет тропой.
3. Эвристическая беседа по стихотворению «Баллада о белом коне»
Какое впечатление навеяло это стихотворение, какие чувства вызвало?
Какие картину войны изображает поэт?
Как вы считаете, в стихотворении есть символы?
Как изображён белый конь, опишите его.
Что символизирует белый конь?
Следующее стихотворение Анатолия Гарая посвящено памяти Е. М. Фомина.
Ребята, а кто знает, кто такой Е.М. Фомин?
Ученик подготовил краткую справку о комиссаре Фомине.
Фомин Ефим Моисеевич (1909-1941)
Родился в местечке Колышки Лиозненского района Витебской области. В январе 1930 года стал коммунистом, а в марте 1932 года был направлен на партийно-политическую работу в РККА. В марте 1941 года полковой комиссар Фомин прибыл в 84-й стрелковый полк на должность заместителя командира по политической части. Войну он встретил в расположении казармы и сразу оказался в гуще событий. Когда гитлеровцы, прорвавшись в Цитадель, овладели красноармейским клубом, а затем направили свои силы в сторону Холмских ворот, комиссар Фомин поднял бойцов в контратаку. Враг дрогнул, отступил. Эта победа окрылила воинов, подняла их боевой дух, вселила уверенность в свои силы.
24 июня Е. М. Фомин вошел в состав штаба обороны, став заместителем командира сводной группы капитана И. Н. Зубачева. В Приказе №1 было записано, что создавшаяся обстановка требует организации единого руководства обороной крепости для дальнейшей борьбы с противником. С этого дня на плечи руководителей обороны легла большая ответственность за судьбу осажденной Цитадели, за судьбы воинов, женщин и детей. Комиссара Фомина всегда видели там, где было опасней. Он водил бойцов в атаки, подбадривал раненых, заботился о них. Его спокойствие, самоотверженность и храбрость поднимали боевой дух бойцов. Комиссар Фомин был расстрелян фашистами в крепости у Холмских ворот.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 января 1957 года Е. М. Фомин награжден орденом Ленина посмертно. На месте его гибели установлена мемориальная доска. Его именем названы улицы в Бресте, Минске, Пскове, Лиозно, пионерские дружины.
А сейчас познакомимся со стихотворением, посвящённым Ефиму Моисеевичу Фомину.
Ученик выразительно читает стихотворение.
После боя
Памяти Е.М. Фомина
- Господин офицер, – и предателя глаз
Заюлил, заморгал, – комиссар среди нас.
- Комиссар? – офицерская выгнулась бровь.-
У меня к комиссарам большая любовь.
И насмешливо глянул на пленных солдат.
Формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного
возраста
Почему мы делаем акцент именно на детей старшего дошкольного возраста? Дело в том, что если ребенок раннего и младшего дошкольного возраста не получает дошкольного образования, то недостатки и упущения в его развитии еще можно исправить. Если же недостаточный уровень развития имеет ребенок старшего ...
Реформирование высшей школы
В условиях отсутствия какого-либо сводного стратегического документа, где бы правительством была определена и озвучена чёткая позиция, крайне сложно судить о его намерениях. Однако, учитывая выраженное им в “Ответе…” согласие с основными положениями доклада Комитета Диринга, можно полагать, что оно ...
Определение понятия
"представление" в отечественной и зарубежной литературе
Представления занимают важное место в психической сфере человека и являются неотъемлемым компонентом познавательной деятельности. Об этом свидетельствуют работы ряда авторов М.С. Лебединского, Е.П. Кок, А.Р. Лурия, Дж.С. Брунер, Ю.В. Борисова, В.М. Навицкая, И.В. Сычевич. В частности концепция о тр ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.