Педагогика и образование » Введение краеведческого материала в урок русской литературы » Введение краеведческого материала в урок литературы

Введение краеведческого материала в урок литературы

Страница 3

Следует отметить и то, что журналистская работа заставляла Анатолия всё время быть на волне литературно-творческой жизни Брестчины. В областной газете он вёл литературную страницу «Зарянка», выступая с обзором произведений молодых писателей. Работая на телевидении, организовывал программы, посвящённые творчеству писателей-земляков.

Действительно, сам поэт утверждал, что «просто влюблён в Брестчину», поэтому его стихотворения, посвящённые городу Бресту, пронизаны необыкновенной теплотой и душевностью.

Заранее подготовленный ученик читает наизусть стихотворение «Берестье».

Берестье

Береста. Берестень. Берестье.

Какие звонкие слова!

Опять весна идёт предместьем

И к солнцу тянется трава.

И я спешу на берег Буга,

Где вязы древние растут.

Ужель опять увижу струги

И предков, что на них плывут?

В труде, лишениях и муке

Они здесь город создадут.

И никогда в чужие руки

Его уже не отдадут.

Береста. Берестень. Берестье.

Какая музыка в словах,

Когда я думаю о Бресте

На крепостных его валах!

Как истинный патриот и сын своей земли, Анатолий Гарай не мог пройти мимо наиболее трагичной страницы в истории нашего края – бессмертного подвига защитников Брестской крепости. Именно этой теме посвящено стихотворение «Баллада о белом коне».

Ученик выразительно читает стихотворение.

Баллада о белом коне

Не звёздная кружится вьюга,

Шумит не пожар в час ночной,

По крепости старой на Буге

Конь огненный скачет тропой.

Вдыхая дым раненой грудью,

Призывно он ржёт и храпит.

И яркие вспышки орудий,

Как молнии из-под копыт.

Где?. Где вы, солдаты артвзвода?

Где ты, командир молодой?

В дыму сорок первого года

На Буге кипит смертный бой.

Всё ближе и ближе фашисты.

Защитников строй поредел.

Убит уже взводный ершистый.

Как лунь, командир поседел.

А конь их всё ищет и ищет –

То вздыбится он, то замрёт.

И смерть над ними пулями свищет,

И землю снарядами рвёт.

- нет, смерть … Не возьмёшь!

Чего проще!

Я белый… Победы я конь…

… На Буге в березовой роще

Солдатская плачет гармонь.

И кто-то поёт о заветном,

Как Жуков на белом коне

Уже в сорок пятом, победном

Мчал гордо к Кремлёвской стене.

Не звёздная кружится вьюга,

Шумит не пожар в час ночной,

По крепости старой на Буге

Конь огненный скачет тропой.

3. Эвристическая беседа по стихотворению «Баллада о белом коне»

Какое впечатление навеяло это стихотворение, какие чувства вызвало?

Какие картину войны изображает поэт?

Как вы считаете, в стихотворении есть символы?

Как изображён белый конь, опишите его.

Что символизирует белый конь?

Следующее стихотворение Анатолия Гарая посвящено памяти Е. М. Фомина.

Ребята, а кто знает, кто такой Е.М. Фомин?

Ученик подготовил краткую справку о комиссаре Фомине.

Фомин Ефим Моисеевич (1909-1941)

Родился в местечке Колышки Лиозненского района Витебской области. В январе 1930 года стал коммунистом, а в марте 1932 года был направлен на партийно-политическую работу в РККА. В марте 1941 года полковой комиссар Фомин прибыл в 84-й стрелковый полк на должность заместителя командира по политической части. Войну он встретил в расположении казармы и сразу оказался в гуще событий. Когда гитлеровцы, прорвавшись в Цитадель, овладели красноармейским клубом, а затем направили свои силы в сторону Холмских ворот, комиссар Фомин поднял бойцов в контратаку. Враг дрогнул, отступил. Эта победа окрылила воинов, подняла их боевой дух, вселила уверенность в свои силы.

24 июня Е. М. Фомин вошел в состав штаба обороны, став заместителем командира сводной группы капитана И. Н. Зубачева. В Приказе №1 было записано, что создавшаяся обстановка требует организации единого руководства обороной крепости для дальнейшей борьбы с противником. С этого дня на плечи руководителей обороны легла большая ответственность за судьбу осажденной Цитадели, за судьбы воинов, женщин и детей. Комиссара Фомина всегда видели там, где было опасней. Он водил бойцов в атаки, подбадривал раненых, заботился о них. Его спокойствие, самоотверженность и храбрость поднимали боевой дух бойцов. Комиссар Фомин был расстрелян фашистами в крепости у Холмских ворот.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 января 1957 года Е. М. Фомин награжден орденом Ленина посмертно. На месте его гибели установлена мемориальная доска. Его именем названы улицы в Бресте, Минске, Пскове, Лиозно, пионерские дружины.

А сейчас познакомимся со стихотворением, посвящённым Ефиму Моисеевичу Фомину.

Ученик выразительно читает стихотворение.

После боя

Памяти Е.М. Фомина

- Господин офицер, – и предателя глаз

Заюлил, заморгал, – комиссар среди нас.

- Комиссар? – офицерская выгнулась бровь.-

У меня к комиссарам большая любовь.

И насмешливо глянул на пленных солдат.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Анализ литературы по изучению социально-педагогического потенциала учреждения дополнительного образования
Большинство учреждений дополнительного образования детей отличаются особыми, уникальными условиями организации педагогического процесса, пс ...

Разработка программных средств для изучения темы MS Office
Разработка заданий для MS Word. В данной главе приведены примеры практических заданий, которые можно использовать при изучении дополнительн ...

Ориентировка в пространстве и времени
Программа младшей группы предлагает учить детей различать пространственные направления от себя: впереди (вперед) — сзади (назад), слева (на ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru