Педагогика и образование » Введение краеведческого материала в урок русской литературы » Введение краеведческого материала в урок литературы

Введение краеведческого материала в урок литературы

Страница 4

Но они, как стояли, так молча стоят.

Ни один не моргнул, не кивнул головой.

Комиссара бойцы заслоняли собой.

- Выходи, комиссар! - приказал офицер.-

Выходи! - и ощерился будто бы зверь,-

Скоро всем вам капут…

Мы уже под Москвой.

- Нет!- сказал комиссар, проходя через строй.-

Нет, не верю тебе… Пусть погибну в плену,

Но не мы, а ты, фриц, проиграешь войну.

Офицер закричал: – Замолчать! Расстрелять!

И упал комиссар, чтобы Правде сиять.

4. Эвристическая беседа по стихотворению «После боя»:

Какое впечатление навеяло это стихотворение, какие чувства вызвало?

Какие картину войны изображает поэт?

Главная мысль стихотворения, его идея?

Как вы думаете, почему в последней строке стихотворения слово «Правда» написано с заглавной буквы?

Ребята, а вы знаете, что такое площадь Церемониалов и где она находится?

Площадь Церемониалов – часть мемориального комплекса Брестской крепости. Это так называемая площадь Памяти. Законсервированные руины, которые составляют одно целое с пространством Белого дворца, Инженерного управления, оборонительной казармы формируют площадь Церемониалов, она вмещает 25-30 тыс. человек. Площадь первоначально была вымощена 1600 квадратными железобетонными плитами, уложенными группами по четыре.

Именно этому памятнику Великой Победе посвящено следующее стихотворение Анатолия Гарая.

Ученик читает наизусть стихотворение

Площадь церемониалов

Среди руин, немых обвалов,

На Буге, в крепости седой,

Есть площадь

Церемониалов –

Бессмертья уголок святой.

На ней солдат, в бетон одетый,

Поник сурово головой,

И в небо штык его воздетый

Стоит, как символ боевой.

А рядом плиты, плиты, плиты .

На них – героев имена.

Навек покрытая гранитом,

Здесь спит священная война.

Здесь каждый камень битвой дышит,

Напоминая нам о тех,

Кому сегодня время пишет

Признательность за нас за всех.

Боев мостами память бродит,

Молчит у Вечного огня,

И скорбно реквием выводит

На струнах сердца, мир храня.

И потому, как на причастье,

На этой площади стою,

Где за мое простое счастье

Погибли люди в том бою.

Эвристическая беседа по стихотворению:

Каким настроением пронизано данное стихотворение?

Какие чувства оно у вас вызывает?

Как поэтически называет площадь поэт? Почему?

5. Беседа по картинам о ВОВ (презентация).

Художники, поэты и музыканты в произведениях о ВОВ хотели изобразить тяжелые годы войны, картины полные боли, страдания.

Просмотр презентации

Тема мужества советских солдат показана и на картине Кривоногова «Защитники Брестской крепости». Посмотрев на лица солдат на картине, мы верим в непобедимость наших солдат. И художник правдиво изобразил смелых, решительных людей, которые смогут уничтожить врага и принести долгожданную победу, о чем показано на картине Кривоногова «Победа».

Солдаты отстояли свою родину от врага, ведь война была священная, все люди от мала до велика, встали на борьбу и победили. Русский и белорусские народы – великие, братские народы, нас не победят враги. (Звучит песня «День Победы»).

Вывод:

Поэты, художники, композиторы в своих произведениях рассказывают о суровых годах войны, о тревогах за судьбу своих родных и своей страны. Без искусства и поэзии не прожить человеку ни в тылу, ни на фронте. А поэзия и песня были самыми популярными на войне, что в значительной мере и помогло выстоять нашим солдатам! А мы, сегодняшнее поколение, должны чтить память героев войны и ни в коем случае не забывать своего героического прошлого, прошлого своей страны. Ибо, как говорилось в нашем сегодняшнем эпиграфе: «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки».

Домашнее задание: написать мини-сочинение на тему «Брестская крепость для меня…».

Перед современной школой стоит трудная задача – воспитать молодого человека с активной гражданской позицией, неразрывно связанной с воспитанием чувства любви к Родине, которое включает в себя и любовь к малой родине, к тому месту, где ты живёшь, к истории своего края, к его культуре, литературе.

Литературное краеведение на уроках русского языка и литературы – потребность времени, обращение к данной теме продиктовано теми изменениями, которые происходят в обществе, а значит, и в образовании.

Обращение к краеведению на уроках русского языка и литературы обусловлено несколькими причинами:

- формирование и развитие регионального самосознания (ученик должен знать свой край, литературу и культуру, осознавать место литературы и культуры своего края в общем литературном процессе);

- раскрыть роль областничества в литературе (обращение писателей-областников к темам, ограниченным территориально);

Необходимо помочь учащимся осознать себя частичкой мирового литературного процесса и увидеть особенности, отличия своего края.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Принципы гностической деятельности
Гностическая деятельность учителя физического воспитания – это, прежде всего, анализ содержания и способов осуществления учебного процесса, ...

Приемы для активизации самостоятельной работы студентов
Выбор приемов для активизации самостоятельной работы студентов зависит как от профессиональных, так и от личностных качеств преподавателя. ...

Целостность человека как педагогическая категория
Проблема целостного изучения человека издавна привлекала внимание ученых. На современном этапе развития науки феномен целостности стал само ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru