Педагогика и образование » Использование элементов программированного обучения в процессе освоения курса информатики в основной школе » Шеффилдская программа

Шеффилдская программа

Страница 2

Организационно-педагогические условия использования программированного обучения

Много надежд связывалось с программированным обучением в период его разработки как Б. Ф. Скиннером и его ближайшими сотрудниками, так и другими исследователями, причем, не только американскими. Существовало даже мнение, что "новая технология учения" представляет собой переворот в дидактике, что она революционизирует не только традиционную организацию, но и методы дидактической работы на различных уровнях обучения и в преподавании разных учебных предметов.

Однако такой взгляд не получил эмпирического подтверждения со стороны исследований в области программированного обучения, которых было очень много. В связи с этим Ч. Куписевич сформулировал следующие выводы.

1. Программированное обучение не является универсальным методом, который можно с успехом использовать вместо общепринятых методов и с помощью которого удается решить все дидактические задачи.

Следует отметить, что программированное обучение имеет право на существование в нашем образовании в качестве вспомогательного метода, причем наиболее эффективно его использование при решении следующих дидактических задач:

• ознакомление учащихся со знаниями пассивного характера, т. е. с информацией, требующей главным образом запоминания;

• закрепление пассивных знаний;

• контроль и оценка уровня овладения этими знаниями учащимися при значительной доле самоконтроля и самооценки;

• преодоление разнообразных видов отставания в учебе путем ликвидации недостатков и пробелов в знаниях учащихся.

Кроме того, некоторые методы дидактического программирования с успехом можно использовать при детальном анализе содержания обучения, например содержания школьных учебников.

Применительно к нашему предмету исследования, можно сказать, что учителю информатики приходится решать все перечисленные выше дидактические задачи в процессе обучения, так как:

Все содержательные линии курса информатики содержат знания пассивного характера для запоминания их учащимися, например, виды и способы кодирования или философское определение понятия "информация";

Большинство пассивных знаний требуют практического закрепления для успешного усвоения теоретического материала учащимися, например, различные технологии обработки информации;

Учителю необходимо контролировать в процессе урока уровень усвоения учащимися учебного материала при проведении практических заданий и выявлять ошибки учащихся для их дальнейшей коррекции, кроме того, практические домашние задания дают учащимся возможность самоконтроля своих ошибок и "пробелов" в знаниях;

При выявлении у учащихся пробелов в пройденной теме, учителю приходится тратить учебное время урока на повторение пройденного материала, так как уровень сложности выполняемых практических заданий постоянно повышается и опирается на уже изученные темы.

2. Автоматизация обучения, вызванная введением в школьное обучение программированных учебников и машин, не превращает "конвенционального" преподавателя в фигуру второго плана, как это представляли максималисты.

Оказалось, что на всех ступенях обучения программированное обучение без участия преподавателя не приносит хороших результатов. Полноценным "дидактическим средством" оно становится только в руках преподавателя, причем это должен быть преподаватель, хорошо подготовленный к использованию этого метода в различных дидактических ситуациях.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Аспекты инновационного развития высшего образования
В настоящее время наша страна характеризуется рядом процессов, происходящих в экономической и социальной среде. Данные процессы связаны с переходом к наукоёмким технологиям и развитием системы высшего образования. Данная система нацелена на переход к личностно ориентированной подготовке кадров. Одн ...

Конспекты проведенных уроков
В ходе прохождения педагогической практики в школе №175, совместно с преподавателем, составлен тематический план на тему «Политическая сфера жизни общества». Роль и место темы в курсе: ее изучение нацелено на решение следующих педагогических задач: помочь старшеклассникам приобрести относительно це ...

Методика повышения уровня нравственной воспитанности младших школьников
Педагогический процесс в школе представляет собой единство воспитательных воздействий, осуществляемых на уроке и во внеурочное время. Знания и навыки в области какой-либо деятельности, приобретенные на уроке, должны использоваться детьми во внеурочное время, и наоборот, деятельность после уроков до ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2023 - All Rights Reserved 0.4612