Педагогика и образование » Учебно-воспитательная работа в школах в послевоенный период » Особенности воспитательной работы в советской школе

Особенности воспитательной работы в советской школе

Страница 1

Образование играло ключевую роль в решении проблем идейно-политического воспитания в государстве. Воспитательные возможности социальных наук осознавались и использовались властью в формировании нового типа личности. Директивы, исходившие «сверху», содержали в себе строгие ориентиры и систему требований, предъявляемых к учащейся молодежи. «Нормой» считалось должное социальное поведение, выражавшееся в горячей любви к Родине и преданности ей, бдительности и подозрительности по отношению к «врагам» государства, убежденности в социалистических идеалах, основанное на ценностях коллективизма, интернационализма, опиравшееся на чувство социального оптимизма и чувство ответственности за все происходящее вокруг. Воспитание в школе должно было прививать коммунистическую мораль и нести необходимую эмоционально-нравственную нагрузку.

Особое значение играет формирование «образа врага» как внешнего (нацистская Германия, капиталистические Великобритания и США и другие государства), так и внутреннего, классового врага. С «врагами» и «предателями» нужно было вести активную и жесткую борьбу, даже если таковыми являлись родственники, близкие друзья, соседи, знакомые.

Основными направлениями развития образования были поставлены задачи перехода от семилетнего на всеобщее среднее образование (десятилетка) в крупных городах республиканского подсинения, в крупных промышленных центрах, а также подготовка дальнейшего развития его в остальных городах и сельских местностях, обеспечение увеличения приема в педагогические институты на 45% в 1951-55гг., по сравнению с приемом 1946-1950 гг., рост строительства городских и сельских школ примерно на 70% по сравнению с предыдущим пятилетием. В целях повышения социалистического воспитательного значения общеобразовательной школы и обеспечения учащимся, заканчивающим среднюю школу, условий для свободного выбора профессий введение политехнического обучения в средней школе

Особый интерес представляют некоторые данные о развитии общеобразовательной школы по такому мощному индустриальному центру, как г. Горький. Начальным обучением здесь в 1933 году было охвачено 34 209, в 1944 г. — 48 268, а в 1945 г. — до 59 тысяч детей. Резкий скачок в росте в 1945 г. свидетельствовал о начавшемся бурном послевоенном подъеме в жизни г. Горького.

В Сормове в 1913 году образование выше начального получили 280 человек, а в 1945 году — 4897 человек. На основе общих успехов послевоенного восстановления и развития народного хозяйства возникли условия для перехода к всеобщему семилетнему обучению, к укреплению и расширению среднего образования. Горьковская область одной из первых в Российской Федерации приступила к осуществлению семилетнего всеобуча, введя его в городах и поселках еще до 1948 г. За период с 1948 по 1952 г. 118 начальных школ реорганизованы в семилетние, а на базе семилетних школ открыто вновь 26 средних. Ярчайшее выражение заботы нашей партии и правительства о дальнейшем развитии нашей социалистической культуры, о просвещении народа мы видим в исторических решениях XIX съезда партии. В директивах XIX съезда была поставлена задача завершить к концу пятилетки переход от семилетнего на всеобщее среднее образование (десятилетнее) в столицах республик, городах республиканского подчинения, областных, краевых и крупных промышленных центрах, а также подготовить условия для перехода в следующей пятилетке к всеобщему среднему образованию в остальных городах и сельской местности. Перед партийными, советскими органами и отделами народного образования области была поставлена громадной государственной важности задача — расширить и укрепить сеть средних школ, значительно увеличить число школьных интернатов, принять меры по укреплению учебно-материальной базы школ и обеспечить вновь открываемые средние школы квалифицированными учительскими и руководящими кадрами. В период с 1950 по 1957 год число средних школ возросло на 154. Выпуск учащихся из 10 классов школ Горьковской области возрос с 1916 человек в 1950 году до 15 443 человек в 1956 году. Неузнаваемо изменилась за эти годы сеть средних школ в сельских районах области. В связи с расширением среднего образования и проведением мероприятий, необходимых для перехода к всеобщему политехническому обучению, улучшилась учебно-материальная база школ, значительная часть зданий капитально переоборудована. За последние два года школы области получили оборудование на сумму свыше 2 миллионов рублей. Одновременно с расширением сети массовых школ растет в области число школ рабочей и сельской молодежи, позволяющих юношам и девушкам получить законченное семилетнее или среднее образование без отрыва от производства. Только за последние три года в нашей области получили аттестаты зрелости свыше 5000 выпускников школ рабочей молодежи и закончили семь классов школ сельской молодежи свыше 4000 человек.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Модульный принцип построения учебного плана
Учебный план является основным документом процесса обучения. Но учебный план не является только набором дисциплин, которые должны быть изучены за определенный отрезок времени. Все учебные дисциплины, входящие в план, связаны между собой, то есть в более поздних по времени изучения дисциплинах испол ...

Индивидуальные недостатки ребенка
Причиной неуспеваемости также могут являться индивидуальные недостатки ребенка. Многие из них исправляются именно в труде, и, прежде всего в труде. Коллективная работа преодолевает эгоизм ребенка и его изолированность от коллектива, способствует росту его социального статуса и веры в себя, помогает ...

Программа экспериментального диагностического исследования
Цель диагностики: Изучение поведенческих характеристик детей склонных к уходу из семьи, безнадзорных детей. Определение уровня внутрисемейных взаимоотношений, ценностных ориентаций и жизненной позиции безнадзорных детей и подростков. Задачи: 1. Подобрать диагностический инструментарий. 2Провести ди ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0203