Педагогика и образование » Авторские школы в России во второй половине XIX века » Вклад педагогов-последователей идей Ушинского

Вклад педагогов-последователей идей Ушинского

Страница 3

Константин Николаевич Леонтьев (1831–1891) в статье «Грамотность и народность» высказывался против повальной европеизации молодого поколения, стирающей традиционную православную культуру, формирующую русского человека. По его мысли, задача школы, если она действительно хочет служить «всемирной цивилизации», состоит в том, чтобы способствовать максимальному развитию национальной культуры.

С этим был согласен и Василий Васильевич Розанов (1856 – 1919), который судил о школе не как сторонний наблюдатель, а как активный деятель народного образования, учитель русского языка и литературы в классической гимназии. Как педагог он опубликовал в 80–90-х гг. ряд произведений – «Сумерки просвещения», «Беспочвенность русской школы», «Педагогические трафаретки». В них он утверждал, что по российским школьным программам того времени можно с равным успехом обучать любого иностранца, так как они рассчитаны на некоего абстрактного школьника. В. В. Розанов отстаивал идею гармоничного сочетания общечеловеческого, национального и индивидуального в формировании «цельного» человека.

Все русские религиозные мыслители высказывались за активный творческий диалог с собственным прошлым, историей, культурой, религией. Их педагогические идеи вписывались в христианский идеал организации духовно-религиозной общественной жизни. Они развивали идею формирования «цельной» личности по «образу и подобию Божьему», являясь убежденными противниками секуляризации образования.

Общественный интерес к проблемам воспитания усилился в эпоху Николая I после подавления декабрьского восстания 1825 г., когда перед правительством встала необходимость формировать из подрастающего поколения законопослушных верноподданных.

Позиция министра народного просвещения и предложенная им новая идеология образования побудили русскую философско-педагогическую мысль к поиску иных путей развития просвещения в России. Поиск «самобытного» просвещения и общечеловеческих основ воспитания разделил русскую интеллигенцию 40-х гг. XIX столетия, условно говоря, на два лагеря – славянофилов и западников.

Именно этот «поиск» и стал толчком к появлению, формированию и дальнейшему развитию идей авторских школ. Многочисленные педагогические публикации и очерки не могли долго сдерживать этот напор, и закономерным явлением стал переход от теоретических идей к практическим.

Деятельность педагогов-новаторов, авторских школ дало мощный толчок к модернизации и реформированию школьной системы как дошкольного, начального и среднего образования, так и высшего.

Воплощая свои идеи и замыслы, педагоги сформировали множество закономерностей, методов и принципов обучения которые являются актуальными и действенными и в наше время. Теперь идея авторских школ ничуть не утратила своей актуальности. В Беларуси такие школы представлены в виде частных школ, которые занимаются в большинстве своем профилированием учебного процесса. Это связано в первую очередь с тем, что система образования Беларуси очень консервативна в принципе. И, конечно же, те достижения, которые в ней есть, сохраняются по максимуму насколько это возможно. В России же в качестве отличительной черты авторских школ многие специалисты выделяют также и то, что такие школы создаются на основе заранее разработанного оригинального (отсюда - авторская школа) концептуального проекта. Так, согласно этой градации, можно выделить следующие школы:

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

История развития оценочной системы
В педагогической литературе, да и в повседневном разговоре термины «оценка» и «отметка» часто употребляются как синонимы. Хотя они взаимосвязанные, но, все-таки, и как термины, и как понятия их необходимо различать. Взаимосвязь состоит в том, что у них общий объект – знания, умения, навыки и развит ...

Социальная дезадаптация
Признаками нарушения процесса социальной адаптации у детей чаще всего являются сложности поведения, вредные привычки, невротические и психосоматические расстройства, повышенная тревожность. Социальная дезадаптация способна спровоцировать возникновение устойчивых вредных привычек и отрицательных чер ...

Дифференцированное обучение и его классификация
Происходящие в стране политические, социально-культурные, духовные и экономические перемены приводят к тому, что общество постепенно начинает признавать индивидуальные проявления личности как значимые. Педагогическая наука и практика также переходят от модели унифицированного общественно-ориентиров ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.3212