Педагогика и образование » Игра в практике коррекционно-развивающего и образовательного процесса » Игра – важный инструмент оптимизации двигательной активности младших школьников

Игра – важный инструмент оптимизации двигательной активности младших школьников

Страница 9

Специальные оздоровительные игры, наряду с укреплением различных групп мышц, тренировкой вестибулярного аппарата, профилактикой нарушений зрения и осанки, снимают утомление, вызванное интенсивными интеллектуальными нагрузками и создают у детей состояние психологического комфорта.

Физический и психический компоненты в играх любого вида тесно связаны: дети не только реализуют потребность в активных движениях, расходуют накопившуюся энергию и совершенствуют основные двигательные навыки, но и учатся инициативности, самостоятельности, настойчивости, с одной стороны, а с другой — умению владеть собой, считаться с коллективом, согласовывать свои действия с действиями других игроков. Они являются хорошей тренировкой в быстром — в зависимости от изменяющихся обстоятельств, но в согласии с определенным планом — переключении внимания и развитии его гибкости.

Особое значение с позиций практики коррекционно-развивающего образования приобретает связь физического воспитания посредством игр с развитием познавательных процессов. Так, установлено положительное влияние подвижных игр не только на развитие физических качеств детей, но и на формирование структурных единиц психики: памяти — слуховой, моторно-слуховой, зрительной; воображения — творческого, воссоздающего, а также оригинальности решения задач; восприятия — степени развития наблюдательности, объема и адекватности воспроизведения; наглядно-образного и логического мышления — способности к анализу, сравнению и обобщению; произвольного внимания и таких его свойств, как переключение, распределение и устойчивость.

Вместе с тем задачи, решаемые средствами подвижных и спортивных игр, сводятся не только к повышению объема и разнообразия форм двигательной активности, восстановлению гармонии мышечной деятельности младших школьников и нормированию психофизической нагрузки, но и к обретению ими утраченной, но все еще крайне необходимой игровой среды. Огромный интерес детей этого возраста к свободной двигательной деятельности, в том числе игровой, подтверждается исследованиями. Так, по данным анкетного опроса, свободного времени у учеников начальной школы в течение дня остается около 3 ч. Проводят все это время на воздухе 37,8 % опрошенных девочек и 33,3 % мальчиков, гуляют менее 2 ч соответственно 16,2 и 12,8 %. В выходные дни пребывание на улице оказывается более продолжительным.

Так, около 3 ч проводят на воздухе 71,1% девочек и 76,9% мальчиков, менее 3 ч — 2,7 % девочек и 2,5 % мальчиков. Во время прогулок большинство детей предпочитают двигательную активность — 64,8 % девочек занимаются преимущественно прыжками со скакалкой и 59,5 % — бегом. У мальчиков наибольший интерес вызывают упражнения в беге — 82,0 % и игры с мячом — 78,6 % (Р. Белякова, 1998).

Ставя, в ответах на вопрос о любимых занятиях на одно из первых мест физические упражнения, бег, подвижные игры, дети реально уделяют им не так много времени. Как основные занятия в свободное время и мальчики, и девочки называют все-таки телевизор (!) и игры с друзьями. Родители также среди занятий детей в свободное время на первое место ставят просмотр телепередач, а на второе — общение с друзьями (Л.Семенов, Т.Губарева, 1998).

Анализ существующей игровой практики и структуры игр подвижного и спортивного характера, используемых на уроках в общеобразовательной школе, показывает, что набор предлагаемых ученикам игр стереотипен, запрограммирован под «умения» педагога, а не под желание детей и во многом носит отпечаток формальности. Кроме того, игровые дисциплины в школе делят учеников на «недогруженных» и «перегруженных». К первой группе относятся те из них, кто от природы имеет хорошие физические данные и дополнительно занимается спортом вне стен школы. Во вторую, преобладающую группу входят учащиеся, которым по разным причинам изначально не была привита любовь к двигательным играм. Наконец, проводимые в школе двигательные игры не получают своего логического продолжения и закрепления навыков в досуговой деятельности младших школьников.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Еще по теме:

Сущность, цели и формы дифференцированного обучения
Главная цель средней общеобразовательной школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать основанное на общчеловеческих ценностях мировоззрение, гуманистические отношения, обеспечивать разно ...

Теоретические основы предметной обученности
Предметная обученность является фундаментом качества образования, именно на ее основе создается здание предметных и надпредеметных компетенций. Высокий уровень предметной обученности позволяет ученику успешно овладевать деятельностью, а учителю формировать определенные стандартом умения. Таким обра ...

Экспериментальное исследование использования дидактических игр на уроках русского языка с целью повышения интереса к предмету
Ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна, однако многие из педагогов начальной школы если не игнорируют вовсе ее абсолютное право на присутствие в жизни младшего школьника, то относятся к ней с некоторой настороженностью, недоверием, опасением. Одна из главных и распространенных ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0089