Педагогика и образование » Игра в практике коррекционно-развивающего и образовательного процесса » Игра – важный инструмент оптимизации двигательной активности младших школьников

Игра – важный инструмент оптимизации двигательной активности младших школьников

Страница 7

На фоне сниженной двигательной активности не исключены также и явления гипотрофии, т. е. отставания массы тела от возрастных нормативов со своей собственной специфической негативной симптоматикой. Кроме того, — считает Н. А. Агаджанян (1983) и другие исследователи — недостаток мышечных движений ослабляет не только сами мышцы, но и мозг, делает его более уязвимым к различного рода неблагополучиям. Исследования М. М. Кольцовой (1973) свидетельствуют о том, что прогресс функций мозга ребенка в большой степени определяется прогрессом в развитии двигательного анализатора. Для совершенствования функций высшей нервной деятельности необходимы не только разнообразные воздействия внешней среды (экстерорецепция), но и постоянный приток тонизирующей его проприоцептивной импульсации в результате моторной деятельности.

Проблема преодоления гиподинамии в условиях школы чрезвычайно актуальна не только для России, но и для многих стран мира. В связи с этим Международный Совет спорта и физического воспитания еще в 1968 г. подготовил и выпустил «Манифест о спорте», в котором указано на необходимость соблюдения разумных пределов чисто интеллектуального воспитания и определения должного места физическому воспитанию (на последнее, по мнению экспертов Совета, следует выделять от 1/5 до 1/3 общего учебного времени в зависимости от возраста детей).

Пониженная двигательная активность и сопутствующие ей симптомы функциональных расстройств и хронических болезней не позволяют возникнуть столь необходимому для учеников любого возраста состоянию функционального комфорта (комфорта в деятельности), которое определяется как оптимальное сочетание высокого уровня успешности человеческой деятельности и низких нервно-психических затрат. При блокировке естественных желаний ребенка, интереса и свободы активных действий, т.е. именно того, что нужнее всего для успешного развития, в первую очередь подавляются моторные функции организма. В результате ограничения двигательной потребности создается и закрепляется «установка неприятного». У младших школьников уменьшаются симпатии к учителю, падает его авторитет. В свою очередь, это тормозит формирование благоприятного отношения и положительной мотивации к учебной деятельности, поскольку школьные успехи даются ценой большого напряжения и на пределе психофизических возможностей детей, которые не становятся активными участниками (субъектами) учебного процесса.

Однако двигательная нагрузка может выступать не только в качестве фактора защитного действия, но и в качестве фактора риска, что происходит при ее передозировке. Под воздействием режима чрезмерной двигательной активности (гиперкинезии) могут возникать перенапряжение сердечно-сосудистой системы, ухудшение обмена веществ, неблагоприятные изменения в развитии детского организма в целом. И только оптимальный, среднеинтенсивный режим двигательной активности создает у младших школьников основу хорошего физического самочувствия и ярко выраженного повышения умственной работоспособности.

Гигиенической нормой принято считать такие величины двигательной активности, которые полностью удовлетворяют биологическую потребность в движениях, соответствуют функциональным возможностям организма, способствуют укреплению здоровья детей и их благоприятному, гармоническому развитию в дальнейшем. Дети и подростки, в режиме которых разумно дозирован объем двигательной активности, характеризуются, как правило, высокой умственной работоспособностью, сопротивляемостью утомлению, средним и высоким уровнями физического развития, более благоприятными показателями функционального состояния центральной нервной системы, экономичной работой сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, повышенной иммунной реактивностью и низкой заболеваемостью острыми респираторными болезнями.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Еще по теме:

Причины детской безнадзорности и беспризорности
В настоящее время существует комплекс сложившихся факторов, детерминирующих появление беспризорности как явления. Безнадзорные и беспризорные дети, как правило, являются выходцами из социальных низов. Чувство страха, отчаяния у родителей увеличило опасность конфликтов между членами семьи. Критерием ...

Детская художественная литература как средство нравственного воспитания ребенка
В нравственном воспитании произведения детской художественной литературы являются самым активным средством воздействия на чувства ребенка. Они в яркой, эмоционально насыщенной форме влияют на детей, вызывая самые разнообразные чувства, способствуя формированию у них нравственного отношения к явлени ...

Толерантность: подходы и понятия
Заглянув в словарь С.И Ожегова, можно найти три слова, близкие по значению: «терпение», «терпеть» и «терпимость». Терпение определяется, с одной стороны, как способность терпеть, с другой – как настойчивость, упорство и выдержка. Терпеть – 1) безропотно и стойко переносить что-нибудь, 2) мириться с ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved 0.6222