Педагогика и образование » Виды игр и технологии их применения при изучении информатики в пятых и в шестых классах » Общая характеристика игр при обучении учащихся 5–6 классов

Общая характеристика игр при обучении учащихся 5–6 классов

Страница 1

В данном параграфе рассматривается свойства игры, основа классификации игр.

Анализ педагогической литературы свидетельствует об отсутствии четкого научного определения самого понятия «игры». Понятие игра рассматривается: психологами, педагогами, биологами, экономистами. За многолетние исследования нетрудно выявить определенное противоречий, которое обусловлено самой природой феномена игры:

с одной стороны, само понятие «игра» столь общепризнанно, что его употребление не требует объяснений;

с другой стороны – игра человека многолика и многозначна.

Таким образом, природа игры скрывает в себе истоки не только детских, спортивных, коммерческих игр, но и такие сферы интуитивно –художественной деятельности, как живопись, музыку, литературу, кино и театр, и даже более того политику и войну. Человеческую игру нельзя пояснить при помощи простых схем, кратких формул, и ясных выражений.

Игра является центральным понятием игровых методик, которые можно определить таким образом: форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоциональной деятельности, в предметах науки и культуры.

Игра относится к основным видам человеческой деятельности.

Психологическая теория деятельности в рамках теоретических воззрений Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьева выделяет три основных вида человеческой деятельности – трудовую, игровую и учебную. Все виды деятельности тесно взаимосвязаны друг с другом. Анализ психолого–педагогической литературы по теории возникновения игры в целом позволяет представить спектр назначений игровой деятельности для развития и самореализации детей.

Немецкий психолог К.Гросс называет игры изначальной школой поведения. Он отмечает, что какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их в том, чтобы стать для детей школой жизни. Игра – первичная стихийная школа, кажущийся хаос, который предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями поведения его окружающих людей.

Выделим существенные свойства игры, сравнив игры людей и животных, игры в различных культурах.

Игры существуют и в животном мире. Играми животных мы называем, те случаи, когда животные делают то, что не приносит им ни комфорта, ни пищи, не удовлетворяет витальных потребностей, не попадает в категорию ориентировочной деятельности. Например, несерьезные сражения детенышей, забава кошки с пойманной мышью. В большинстве случаев игра в животном мире имеет определенную функцию: это тренировка, безопасный способ освоения какого–либо действия.

Человеческие игры, по мнению большинства исследователей, выполняют сходную – тренировочную – функцию.

Исследователь детства – М. Мид отмечает, что игры детей примитивных культур, как правило – имитация профессиональных действий взрослых. Дети возятся с маленькими луками, горшочками, строят маленькие домики. Даже и сейчас, когда детская игра изменилась не только по атрибутам, но и по сущности, многие детские игрушки воспроизводят рабочие инструменты взрослых – лопатки, ведерки и т.д.

Самое распространенное мнение о функции игры, как о тренировке навыков взрослых действий. Впрочем, существуют и другие точки зрения на функцию игры в жизни людей. В.Н. Дружинин считает, что основная функция интеллекта – это создание прогностических моделей, построение возможных вариантов будущего. Игры – это один из инструментов, способствующих развитию интеллекта. Они развивают пространственное воображение, координацию сенсорного и моторного центров мозга. С ростом ребенка игры становятся все серьезней и сложней, пока их место не займут взрослые деловые игры – жизненные ситуации, в которых нужно уметь находить выход и побеждать. И чем больше разнообразных игр постиг человек в раннем возрасте – тем больший багаж знаний он приобрел, тем шире его кругозор и более гибкое мышление и тем больше вероятность того, что в жизни он станет преуспевающим членом общества.

Игра это разумная и целесообразная, деятельность, подчиненная правилам системы поведения. Игровая деятельность имеет аналогию с трудовой деятельностью взрослого человека, признаки которой полностью совпадают с признаками игры, за исключением только результатов. Игра – естественная форма труда ребенка, приготовление к будущей жизни. Ребенок всегда играет, и его игра имеет смысл, соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений.

Для школьников игра – сфера их социального творчества, место их общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна, в игре ребенок много узнает о самом себе.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Изучение влияния использование приема «погружение» на развития математического мышления
В психолого-педагогической литературе, посвященной проблемам обучения младших школьников, большая роль отводится развитию их математическог ...

Методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений по развитию воспитательного потенциала семьи
На основе изученной научно-педагогической, методической и практико-ориентированной литературы мы разработали методические рекомендации для ...

Психолого-педагогические основы развивающего обучения
Обучение, которое, обеспечивая полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым непосредственно влияет на умственное ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru