Педагогика и образование » Развитие представлений о труде взрослых у детей шестого года жизни в процессе проведения экскурсий » Состояние практики по развитию представлений о труде взрослых у детей шестого года жизни

Состояние практики по развитию представлений о труде взрослых у детей шестого года жизни

Страница 1

Цель констатирующего эксперимента – изучить состояние практики по развитию представлений о труде взрослых у детей.

Констатирующий эксперимент проводился в ДОУ № 2 г. Плавска в старшей группе. В нем приняли участие 18 детей и 4 воспитателя. Эксперимент проводился с ноября 2004 года по 30 января 2005 года.

Для проведения констатирующего эксперимента были выделены следующие направления:

Определение уровня информированности детей о труде взрослых, процессе его организации; результата труда.

Отношение детей к труду взрослых.

Анализ работы воспитателей ДОУ в аспекте использования экскурсий как средства расширения представлений старших дошкольников о труде взрослых.

Для проведения констатирующего эксперимента использовали диагностику Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик.

Критериями являлись:

Характер представлений о труде взрослых.

Отношение детей к труду взрослых.

Показателями характера представлений о труде взрослых являлись: полнота, содержательность представлений об орудиях труда, внешнего вида, трудовых действий, результата труда.

Показателями отношения к труду взрослых являлись адекватность и выразительность экспрессивных действий: мимических, жестовых, пантомимических, речевых.

Для изучения уровня информированности детей о труде взрослых были проведены беседы в свободное от занятий время. Индивидуально каждому ребенку предлагалось ответить на следующие вопросы:

Для чего люди ходят на работу?

Что такое профессия?

Какие ты знаешь профессии?

Какие профессии тебе нравятся больше всего?

Кем работают твои мама и папа?

Результаты были оформлены графически (прилож. 1). При проведении беседы большинство детей (8 из 18) проявили заинтересованность к теме разговора, с удовольствием общались, 10 из 18 часто отвлекались, отворачивались. Дети много двигались: прослеживались хаотичные движения руками, беспорядочные повороты телом. Отвечали неуверенно, скованно, проявляя явное безразличие к теме разговора. Как правило, отвечали неполными предложениями или одним словом, например, Саша Р. Почти на все вопросы ответил: «Не знаю». Ответы детей отличались малой содержательностью, поверхностными сведениями. Например, отвечая на 1 вопрос «Для чего люди ходят на работу?», Паша Л. связал работу с получением денег. Артем О. ответил: «Чтобы тети не ругали». При ответе на вопрос «Какие ты знаешь профессии?» все дети назвали профессии, отмеченные в программе: парикмахер, врач, продавец, милиционер, учитель. Артем Т. и Витя С., например, назвали еще архитектора, хирурга, невропатолога, психолога, заведующую.

Таким образом, дети недостаточно полно ориентируются в профессиях, большинство не осознают их социальную значимость, ценность профессии, особенно профессии регулировщика (например, деньги собирать). У детей недостаточно развит словарь профессиональной лексики, связанный с описанием профессий, профессиональной лексикой.

Далее был проведен эксперимент с использованием визуальных методик. Детям было предложено 5 картинок, на которых изображены представители различных профессий, их орудия труда и место труда: парикмахер, продавец, водитель, регулировщик, работник почты. Детям предлагалось самостоятельно выбрать картинку и составить по ней рассказ. Все участники эксперимента с удовольствием восприняли выполнение задания. Однако прослеживается весьма узкий выбор предлагаемых картин, большинство детей (15 из 18) выбрали картины, изображающие работу парикмахера, продавца. На вопрос «почему ты выбрал эту картинку?» все дети отвечали: «Я знаю эту работу» или «Я знаю, что это продавец или парикмахер».

Для получения дополнительных сведений о профессиях, которые не были выбраны детьми, мы в индивидуальной беседе показывали детям эти изображения и просили рассказать о данной профессии. Результаты исследования показали: 8 из 18 человек затруднились назвать правильность орудия труда, особенно регулировщика; 8 человек путали место работы (это относится к профессии шофера); 6 из 18 не могли ответить на вопрос, связанный с результатами труда работника почты, регулировщика, шофера; 4 из 18 детей отказались ответить на вопросы, однозначно отвечая «Я не знаю», «Я не хочу отвечать». На вопрос педагога: «Приходилось ли тебе видеть, как работает регулировщик, водитель, работник почты?» 10 из 18 отрицательно ответили по поводу первой профессии; 12 из 18 ответили, что знакомы с работой водителя («Мой папа водитель», «Я знаю, кто такой шофер, потому что мы с мамой ездим в сад на троллейбусе» и т. д.).

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Основные парадигмы зарубежной педагогики: традиционализм и реформаторство
В первой половине XX столетия в мировой школе и педагогике происходили существенные сдвиги. Этому способствовали многие важные факторы: возрастающий объем знаний, умений, навыков, которые должны были усвоить учащиеся, результаты исследований о природе детства. Система образования подверглась острой ...

Индивидуально-дифференцированный на основе двигательной активности
Особых знаний и умений педагога требует руководство двигательной активностью детей. Различия в объеме, продолжительности, интенсивности и содержания двигательной активности настолько велики, что выделяются отчетливо даже при обычном наблюдении дети средней, большой и малой подвижности. Дети средней ...

Возрастные особенности и особенности социальной адаптации младших подростков, находящихся на подвозе
Проблема социальной адаптации детей, находящихся на подвозе – это отражение политических, социально-экономических и духовно-нравственных кризисов, переживаемых обществом. Детство не просто возрастной этап развития индивида, но и особое социальное явление, суть и содержание которого определяются спе ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2248