"Упражнения по лексике готовят учащихся к обогащению словарного запаса, поэтому при изучении лексики необходима работа со словарями, решению этих задач служат следующие упражнения:
- укажите (назовите, подчеркните( диалектные слова;
- подберите синонимы (антонимы, фразеологизмы) к диалектному слову;
- найдите в толковом словаре диалектные слова;
- составьте словарную статью диалектного слова;
- найдите диалектную ошибку в данном предложении;
- определите значение, в котором употреблено выделенное (указанное учителем) слово".
В совокупности упражнения формируют у школьников разнообразные умения. К ним относятся умения:
- находить диалектные слова в устной речи и тексте;
- различать диалектные слова и общеупотребительные;
- заменить диалектные слова на слова литературной речи;
- уместно в соответствующих ситуациях общения употреблять диалектные слова.
Упражнения и задания по диалектологии нужно использовать на уроках. Например, урок в 6 классе на материале говоров родного края.
Тема урока: Диалектная лексика.
Цели урока: Знакомство с диалектной лексикой как особым пластом русского языка, развития интереса к живой народной речи и устному поэтическому творчеству.
Оборудование: учебники под редакцией Н.И.Шанского 6 класса, "Толковые словари живого великорусского языка" В.И.Даля, записи на доске.
Ход урока.
I, Организационный момент.
В начале урока звучит народная музыка.
II, Слово учителя.
Учитель обращается к классу
- Здравствуйте, ребята! Вместе с привычным школьным звонком нас позвала сегодня на урок народная музыка. Это не случайно. Тема урока – "Диалектная лексика". Мы отправимся в удивительное путешествие: из города перенесемся в деревню, из настоящего попадем в прошлое. Представьте, что вы приехали в гости к бабушке, которая живет в деревне".
Разыгрывается костюмированная сценка "Бабушка и внучка". Учитель (в роли бабушки) подзывает ученицу (внучку) к столу, на котором стоит корзина и лежит хворостина:
- Внученька, поищи-ка вереньку: что-то никак ее не найду… Ой да вот ведь она веренька-то! А теперь возьми жичину да прогони канок с огорода. Не знаешь, что такое жичина?! И про канок не слышала?!
Выясняется, что такие слова учащиеся не слышали в городе. Дается толкование их:
веренька – "корзина", жичина – "хворостина", канка – "индейка".
Учитель: Слова веренька, жичина, канка – диалектные слова. Их употребляют жители определенной местности.
Проводится терминологическая работа.
Диалект – разновидность общенародного языка. Говор – мельчайшая единица диалектного деления языка, например: говор села Зюльзи Нерчинского района Читинской области.
Учитель отмечает характерные особенности диалектной лексики:
Народные говоры – свидетели русской истории. Они сохранили названия предметов, крестьянского быта, традиционной одежды, пищи, орудий труда. Слова, употребляемые только в определенной местности, могут отличаться от общеупотребительных слов особенностями произношения (мнук – "внук", хвартук – "фартук"), ударения (муха, было), словообразования (шалюшка – "шаль", спервака – "сперва"), морфологическими особенностями (например, соотношение основ единственного и множественного числа – "стакан" - стаканья, "зять" - зятевья).
Иногда общеупотребительные слова используются в говорах в несвойственном для литературного языка значении (барсук – "детеныш дикого кабана").
Выполнение упражнения №63.
Задание: Прочитайте текст. Назовите диалектные слова – названия ветра.
Вопрос к классу:
- Почему в сказках, песнях, частушках нередко встречаются диалектные слова?
Звучит стихотворение Сергея Есенина "В хате".
Вопрос к классу:
- Для чего автор использует диалектную лексику?
Выполнение упражнения №64.
Задание: Прочитайте отрывок из стихотворения Н.А.Некрасова "Крестьянские дети" и найдите диалектное слово в речи крестьянского мальчика. Какое общеупотребительное слово соответствует ему?
Учитель знакомит ребят с "Толковым словарем живого великорусского языка" В.И.Даля, рассказывает о современных исследованиях народных говоров. Прослушиваются магнитофонные записи диалектной речи.
В качестве письменного упражнения предлагается правильно распределить слова в два столбика: 1) общеупотребительные; 2) диалектные.
Корзина, волк, кочет, утирка, качели, веренька, бирюк, петух, полотенце, шаньги.
Задание на дом: Найдите в "Толковом словаре" 2-3 диалектных слова. Какие общеупотребительные слова им соответствуют?
Составьте с диалектными словами предложения.
Подводя итог урока, учитель говорит о необходимости изучения народных говоров, о внимании и уважении, которое заслуживают сельские жители – носители диалектной речи.
Анализ практического опыта развития творческих способностей младших
школьников
Повышение качества усвоения знаний младших школьников - одна из важнейших задач школы. Её осуществление многие педагоги добиваются не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а за счёт совершенствования форм и методов обучения. В решении этого вопроса важное значение педагоги и методисты отводя ...
Автоматизация и оптимизация планирования учебного процесса в Оренбургском
государственном университете
Вопросы автоматизации управления учебным процессом в вузе всегда являлись актуальными, особенно большое количество разработок появилось в середине и конце 70-х годов прошлого столетия, когда во многих вузах в системах управления стали использовать ЭВМ. В настоящее время высшие учебные заведения име ...
Основные методические требования к составлению и использованию опорных
конспектов на занятиях по дисциплине «Менеджмент»
Дисциплина «Менеджмент» входит в число профессионального цикла, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин. В условиях становления современных рыночных отношений меняется не только характер экономической деятельности организации (предприятия), но и методы управления ими. Поэт ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.