Педагогика и образование » Традиционные и инновационные технологии изучения диалектной лексики в школе » Традиционные технологии изучения диалектной лексики

Традиционные технологии изучения диалектной лексики

Заработок на криптовалютах по сигналам. Больше 100% годовых!

Заработок на криптовалютах по сигналам

Трейдинг криптовалют на полном автомате по криптосигналам. Сигналы из первых рук от мощного торгового робота и команды из реальных профессиональных трейдеров с опытом трейдинга более 7 лет. Удобная система мгновенных уведомлений о новых сигналах в Телеграмм. Сопровождение сделок и индивидуальная помощь каждому. Сигналы просты для понимания как для начинающих, так и для опытных трейдеров. Акция. Посетителям нашего сайта первый месяц абсолютно бесплатно.

Обращайтесть в телеграм LegionCryptoSupport

Страница 1

"Упражнения по лексике готовят учащихся к обогащению словарного запаса, поэтому при изучении лексики необходима работа со словарями, решению этих задач служат следующие упражнения:

- укажите (назовите, подчеркните( диалектные слова;

- подберите синонимы (антонимы, фразеологизмы) к диалектному слову;

- найдите в толковом словаре диалектные слова;

- составьте словарную статью диалектного слова;

- найдите диалектную ошибку в данном предложении;

- определите значение, в котором употреблено выделенное (указанное учителем) слово".

В совокупности упражнения формируют у школьников разнообразные умения. К ним относятся умения:

- находить диалектные слова в устной речи и тексте;

- различать диалектные слова и общеупотребительные;

- заменить диалектные слова на слова литературной речи;

- уместно в соответствующих ситуациях общения употреблять диалектные слова.

Упражнения и задания по диалектологии нужно использовать на уроках. Например, урок в 6 классе на материале говоров родного края.

Тема урока: Диалектная лексика.

Цели урока: Знакомство с диалектной лексикой как особым пластом русского языка, развития интереса к живой народной речи и устному поэтическому творчеству.

Оборудование: учебники под редакцией Н.И.Шанского 6 класса, "Толковые словари живого великорусского языка" В.И.Даля, записи на доске.

Ход урока.

I, Организационный момент.

В начале урока звучит народная музыка.

II, Слово учителя.

Учитель обращается к классу

- Здравствуйте, ребята! Вместе с привычным школьным звонком нас позвала сегодня на урок народная музыка. Это не случайно. Тема урока – "Диалектная лексика". Мы отправимся в удивительное путешествие: из города перенесемся в деревню, из настоящего попадем в прошлое. Представьте, что вы приехали в гости к бабушке, которая живет в деревне".

Разыгрывается костюмированная сценка "Бабушка и внучка". Учитель (в роли бабушки) подзывает ученицу (внучку) к столу, на котором стоит корзина и лежит хворостина:

- Внученька, поищи-ка вереньку: что-то никак ее не найду… Ой да вот ведь она веренька-то! А теперь возьми жичину да прогони канок с огорода. Не знаешь, что такое жичина?! И про канок не слышала?!

Выясняется, что такие слова учащиеся не слышали в городе. Дается толкование их:

веренька – "корзина", жичина – "хворостина", канка – "индейка".

Учитель: Слова веренька, жичина, канка – диалектные слова. Их употребляют жители определенной местности.

Проводится терминологическая работа.

Диалект – разновидность общенародного языка. Говор – мельчайшая единица диалектного деления языка, например: говор села Зюльзи Нерчинского района Читинской области.

Учитель отмечает характерные особенности диалектной лексики:

Народные говоры – свидетели русской истории. Они сохранили названия предметов, крестьянского быта, традиционной одежды, пищи, орудий труда. Слова, употребляемые только в определенной местности, могут отличаться от общеупотребительных слов особенностями произношения (мнук – "внук", хвартук – "фартук"), ударения (муха, было), словообразования (шалюшка – "шаль", спервака – "сперва"), морфологическими особенностями (например, соотношение основ единственного и множественного числа – "стакан" - стаканья, "зять" - зятевья).

Иногда общеупотребительные слова используются в говорах в несвойственном для литературного языка значении (барсук – "детеныш дикого кабана").

Выполнение упражнения №63.

Задание: Прочитайте текст. Назовите диалектные слова – названия ветра.

Вопрос к классу:

- Почему в сказках, песнях, частушках нередко встречаются диалектные слова?

Звучит стихотворение Сергея Есенина "В хате".

Вопрос к классу:

- Для чего автор использует диалектную лексику?

Выполнение упражнения №64.

Задание: Прочитайте отрывок из стихотворения Н.А.Некрасова "Крестьянские дети" и найдите диалектное слово в речи крестьянского мальчика. Какое общеупотребительное слово соответствует ему?

Учитель знакомит ребят с "Толковым словарем живого великорусского языка" В.И.Даля, рассказывает о современных исследованиях народных говоров. Прослушиваются магнитофонные записи диалектной речи.

В качестве письменного упражнения предлагается правильно распределить слова в два столбика: 1) общеупотребительные; 2) диалектные.

Корзина, волк, кочет, утирка, качели, веренька, бирюк, петух, полотенце, шаньги.

Задание на дом: Найдите в "Толковом словаре" 2-3 диалектных слова. Какие общеупотребительные слова им соответствуют?

Составьте с диалектными словами предложения.

Подводя итог урока, учитель говорит о необходимости изучения народных говоров, о внимании и уважении, которое заслуживают сельские жители – носители диалектной речи.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Вопросы коррекции фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии
Основными задачами коррекционного обучения в подготовительной группе для детей с ФФНР в детском саду являются: 1) формирование звукопроизношения; 2) развитие фонематического восприятия; 3) подготовка к обучению грамоте и усвоение грамоты в объёме, предусмотренной программой для первого класса массо ...

Воспитание детей младшего и среднего школьного возраста
Следующий возрастной этап, не менее важный в воспитании ребенка, — младший школьный возраст. В этот период ребенок проходит сложный путь от новичка первоклассника, имеющего лишь слабое представление об учебном процессе, до ученика, освоившего ритм школьной жизни, овладевшего значительным багажом зн ...

Содержание и отбор материала для обучения чтению
Рассмотрим содержание обучения чтению: чему следует учить, чтобы заложить прочные основы этого вида речевой деятельности на начальном этапе. Начнем рассмотрение с лингвистического компонента, то есть букв, буквосочетаний, слов, словосочетаний, предложений, текста. Учащиеся усваивают буквы английско ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved 0.0623