Шла коза по мостику
И виляла хвостиком.
Зацепила за перила,
Прямо в речку угодила.
Кто не верит – это он,
Выходи из круга вон!
Главное в считалке – ее ритмическая организация. Отсюда некоторое пренебрежение смыслом в иных считалках.
На эти жанровые особенности считалок и акцентировалось внимание в работе с ними: разучивание текста проводилось путем организации хоровой декламации с притопыванием или прихлопыванием, соответствующим ритмической организации текста.
При заучивании считалок детям предлагались карточки, на одной стороне которых был напечатан текст, на другой – картинка с изображением предметов, о которых идет речь в считалке и которые являются опорными в смысловом отношении. Ребята рассматривали картинку, читали текст и сопоставляли его содержание с картинкой. Такие карточки способствовали быстрому запоминанию и воспроизведению считалок.
Песенки
Очень разнообразны по содержанию и эмоциональной окраске песенки. Первоклассникам вполне доступны хоровые песни шуточного содержания, например "Каравай", "Яблоньа", "Заинька".
Вырастай, яблонька,
Вот такой вышины.
Распускайся, яблонька,
Вот такой ширины.
Расти, расти, яблонька,
В добрый час.
Потанцуй Танечка,
Поскачи для нас… И т.д.
Не менее интересны для детей при хороводных играх песни календарного цикла, трудовые, такие, как "Просо", "Лен". Напомним:
А мы землю парили, парили.
А мы землю пахали, пахали.
А мы просо сеяли, сеяли.
А мы просо пололи, пололи.
Некоторые игры сопровождаются песенками-приговорками, близкими к дразнилкам. Например, в игре "Дедушка-рожок": "Дедушка-рожок на печи дыру прожег!" Или в "Красках":
Я – монах в синих штанах,
На лбу шишка,
В кармане мышка.
Дети легко улавливают юмор, смеются. Песенки-дразнилки им очень нравятся.
В народных играх есть песенки и бытового и лирического содержания. Такова песенка в игре "Коршун":
Вокруг коршуна хожу,
Ожерелье нижу,
По три ниточки –
Бисериночки.
Я снизала вороток,
Вокруг шеи короток.
Каждая из таких песенок требует своей манеры исполнения, дополняемой каким-либо действием, движением. Мы их разучиваем с детьми так. Сначала я напевно читаю эту песенку. Дети молча слушают меня. Если песенка длинная, то методом хоровой декламации мы заучиваем ее наизусть. При этом каждый ребенок пробует и предлагает к тексту какие-то свои движения. Класс оценивает предложения, выбирая лучшие. Потом дети становятся в хоровод и я объясняю правила игры. Песня начинается, дети ведут хоровод.
Мелодия вырабатывается как бы сама собой, подсказанная ритмом. Имитировать мотивы, предлагаемые на пластинках, мы в кружке не пробовали. Если же песенка короткая, в несколько слов, дети схватывают ее сразу, легко запоминают и включают в игру в манере мелодекламации.
Обычно на занятии разучивается одна игра с песенкой, которая по желанию детей повторяется два-три раза.
Диалоги
В одних группах игр диалоги заранее известны, их содержание не меняется. Некоторые связаны стихотворным размером и рифмой. Например:
Гуси-лебеди, домой!
Нам нельзя идти домой!
Почему?
Серый волк под горой!
Что он делает?
Наказание как негативное подкрепление
Наказание (негативное подкрепление) используется для снижения неприятной (отрицательной) активности. Но наказание должно иметь второй этап – информацию о желательном поведении, об альтернативных действиях. Чаще других в качестве наказания используются выговоры, социальная изоляция и ответная плата ...
Психологические особенности формирования личности младшего школьника
В данном параграфе будут отражены основные характеристики формирования личности младших школьников и их психологические особенности. Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую сист ...
Общие требования к методам производственного
обучения
Успешное проведение занятий с учащимися зависят от методов их приёмов обучения, применяемых мастером производственного обучения. Методы производственного обучения должны отвечать следующим требованиям: Воспитывающий характер производственного обучении; политехническая направленность производственно ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.