Педагогика и образование » Народная педагогика как средство нравственного воспитания младших школьников » Методика повышения уровня нравственной воспитанности младших школьников

Методика повышения уровня нравственной воспитанности младших школьников

Страница 2

Народные игры собирали и записывали Е. Покровский, О. Капица, Г. Виноградов, В. Даль, И. Соколов-Микитов, М. Булатов, Г. Науменко и многие другие исследователи. Они придавали народной игре большое значение. "Трудно себе представить ребячью жизнь без игр, веселых, шумных, нередко с песнями, считалками, загадками. Одни игры помогают стать сильными, ловкими, меткими. Другие развивают сообразительность и смекалку. А в третьих все зависит от воображения, от того, как хорошо вы сможете представить и сыграть то или иное действующее лицо" – так писал в предисловии к своей книге "Березовая карусель" Г. Науменко.

На вводном уроке в ответ на вопрос: "Любите ли вы играть в народные игры?" – мы услышали единодушное: "Да!" – и решили узнать, какие народные игры дети знают, в какие особенно любят играть. Были названы жмурки, кошки-мышки, прятки, салочки, а любимой – игра в салочки. Наше предложение научиться играть еще в 20 народных игр, в которые, возможно, играли их бабушки и дедушки, папы и мамы, чтобы затем обучить этим играм своих друзей, было встречено бурей восторга.

Задачами урока стали:

накопление детьми материала по устному народному творчеству (заучивание считалок, песенок, скороговорок, загадок и др.);

воспроизведение детьми этих жанров с соблюдением интонации, диктуемой содержанием, на занятиях и в свободное время;

умение детей рассказывать содержание и объяснять игру;

воспитание у учащихся в процессе игры таких нравственных качеств, как любовь к родине и ее народу, коллективизм, дружеское отношение к товарищам, а также развитие у них организаторских способностей.

Из всего огромного богатства игрового фольклора для урока мы отобрали игры, которые сопровождаются тем или иным поэтическим текстом. Особенности текста позволили нам классифицировать эти игры. Их оказалось четыре группы:

"Игры-ловишки". Они характеризуются тем, что водящий должен переловить всех игроков один или с помощью пойманных в ходе игры. Все эти игры начинаются со считалки, сопровождаются небольшим диалогом, песенкой. Сюда мы включили "ловишки": "У медведя во бору", "Дедушка-рожок", "Горшки", "Коршун".

Игры драматизированные. В них разыгрывается какое-либо действо, также сопровождаемое диалогом, песенкой. Это такие игры, как "Краски", "Почта", "В работники", "Репка", "Гуси-лебеди".

Игры хороводные. Содержанием их является движение по кругу с пением и танцевальными движениями. Сюда мы отнесли "Каравай", "Яблонька", "Заинька", "Просо", "Мак".

Словесные игры-фанты. Для них характерен напряженный диалог, иногда со стихотворным зачином. Это "Черно с белым не носить", "Да и нет не говорить", "Как тебя зовут?", "Садовник", "Кузовок", "Только на эту букву".

Конечно, наша классификация игр достаточно условная и отличается от той, какую предлагают фольклористы. Смысл ее заключается в том, что каждая группа имеет свои характерные методические приемы при обучении. Методика проведения занятий определялась характером игры, особенностями поэтического текста.

Считалки

Всякая игра начинается с выбора водящего, действующих лиц. Этой цели служат считалки. Считающий должен произносить слова считалки напевно. Поются считалки с резким подчеркиванием размера – с указанием на одного из играющих при каждом ударном слоге. Водить должен тот, на кого упадет последний слог или слово. На это указывает иногда смысл последнего стиха ("поди вон", "выходи", "догоняй", "тебе водить"). Например:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Диагностика ловкости у детей старшего дошкольного возраста
Работа по изучению ловкости проводилась на базе ДОУ № 163 г. Новосибирска. Всего было обследовано 10 детей подготовительной группы «Теремок», 10 детей подготовительной группы «Оленята». В качестве экспериментальной группы мы определили группу «Теремок», в качестве контрольной «Оленята». Целью конст ...

Сущность, цели и задачи развития экологической культуры ребенка
Место ознакомления детей с природой в «Программе воспитания в детском саду». В «Программе воспитания в детском саду» предусмотрено всестороннее развитие детей – физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое. В процессе деятельности детей: игре, учебе, труде – формируется личность ре ...

Размещение объектов в уголке природы
В детских садах уголок природы организуют для каждой группы отдельно. Объекты его размещают в светлой части комнаты (на низких столиках и подоконниках) так; чтобы, они были хорошо освещены, но не загораживали свет из окна. Окно для уголка живой природы должно быть обращено на, юго-запад, юг или юго ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.022