К пяти годам дети знакомятся с довольно большим количеством цветов, не все их называя правильно, но охотно и разнообразно используя в рисовании и аппликации. В старшей группе, помимо уточнения знания названий цветов и обогащения цветовых представлений, ставиться новая задача – научить делить цвета на группы и сопоставлять эти группы между собой. Выполняя рисунок или аппликацию, дети могут определять, что будет светлого цвета, что темного, что яркого. Чтобы дети научились выбирать нужный оттенок цвета, они должны хорошо знать цвета красок в коробке акварели, в палитре красок гуашь, в наборе цветных карандашей, цветных восковых мелков или цветной бумаге.
К шести-семи годам дети уже понимают, что в рисунках, лепке, аппликациях можно изобразить различные предметы и явления. Изображения будут красивыми, интересными, если хорошо передана форма предметов и их частей, если они разнообразны по величине, цвету, расположению на листе бумаги. В «Программе воспитания в детском саду» указывается, что у детей шестого года жизни развивается способность анализировать и обобщать воспринимаемые предметы, выделять и сопоставлять их свойства (форму, высоту, длину, ширину, цвет). На этой основе становиться возможным учить детей передаче отношений предметов между собой, отношений частей предметов и их расположение относительно друг друга. С этой целью детей учат при обследовании предметов перед изображением сравнивать их между собою по свойствам, а так же сопоставлять части одного и того же предмета. В этом возрасте у ребенка появляется способность изображать объекты с теми качествами, которые им принадлежат в реальном мире.
Изобразительная деятельность взрослых и детей существенно различается. Если для взрослого главное - получить результат, т.е. изобразить что-то, то для ребенка результат имеет второстепенное значение, а на первый план выступает сам процесс создания рисунка. Дети рисуют с большим увлечением, много говорят и жестикулируют, но часто выбрасывают свои рисунки, как только они окончены. Кроме того, дети не запоминают, что именно они рисовали (например, если ребенку через два дня показать его же рисунок прыгающей девочки и спросить, что это такое, он может ответить, что это забор).
Еще одно важное отличие детских рисунков заключается в том, что они отражают не только зрительное восприятие, а весь сенсорный (главным образом, двигательно-осязательный) опыт ребенка и его представление о предмете. Поэтому иногда очень трудно догадаться, что малыш рисует. Характер изображений детей определяется тем, что выделяет для себя ребенок в предмете и что он знает о нем. Поэтому одежда изображенного человека может быть «прозрачной», потому что ребенок знает, что под ней находятся руки и ноги, а некоторые части тела, которые кажутся неважными (уши, волосы, пальцы и даже туловище), могут совсем отсутствовать.
У ребенка, как правило, нет потребности в наблюдении натуры (он почти не смотрит на предмет, который рисует), поэтому его рисование можно определить как рисование по представлению. Постепенно рисунки детей становятся все более похожими на изобразительную реальность. Но, как отмечает В.С. Мухина, детским рисункам присуща явная тенденция к закреплению традиционных графических образов, которые быстро превращаются в шаблоны. Распространенными шаблонами являются изображение домиков, деревьев, цветов и т.д. Подобные шаблоны обладают удивительной живучестью и передаются из поколения в поколение. Закрепление графических образов и превращение их в шаблоны представляют большую опасность для развития детского рисования. Ребенок может так и не научиться рисовать ничего, кроме нескольких усвоенных схем отдельных предметов. Поэтому в задачи обучения рисованию должно входить разрушение застывших шаблонов и стимулирование собственного творчества детей.
Патриотическое воспитание
Патриотическое воспитание неразрывно связано с подготовкой молодежи к защите Отечества. Это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных об ...
Методика изучения основных классов неравенств и их
систем
Эти классы можно разбить на две группы. Первая группа рациональные неравенства и системы. Наиболее важными классами соответствующие классы неравенств. Вторая группа - иррациональные и трансцендентные неравенства и системы. В состав этой группы входят иррациональные, показательные, логарифмические и ...
Реализация проектно-исследовательской
деятельности в программах экологического образования дошкольников
Конечная цель экологического образования - формирование экологического мировоззрения, экологической культуры. Однако чтобы данная цель была достигнута, необходима соответствующая организация образовательного процесса. В настоящее время основной акцент делается на естественнонаучную составляющую эко ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.