Педагогика и образование » Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста » Понятие самостоятельности в психолого-педагогических исследованиях

Понятие самостоятельности в психолого-педагогических исследованиях

Страница 4

По мнению М.И. Лисиной, общение ребенка со сверстниками приводит к возникновению образа другого человека и параллельно – образа самого себя.

5. Самоорганизация - деятельность, направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. В психологии деятельность человека рассматривается как внутренняя (психическая) и внешняя (двигательная) активность, регулируемая осознаваемой целью.

Исходя из вышеуказанного, самостоятельность представляется как исходная основа. Стартовая площадка становления самоорганизации в целом, что выступает в тесной связи с субъективной активностью личности.

Одним из общих факторов позитивного общения между детьми считается “субъективная активность личности”, представленная в виде самостоятельности-качества, несомненно, необходимого для развития личности ребенка. Самостоятельность, выступая как личностный фактор, может детерминировать позитивные взаимоотношения детей в семье.

Трудолюбие и самостоятельность, развитая способность к саморегуляции создают благоприятные возможности для развития детей дошкольного возраста и вне непосредственного общения с взрослыми или сверстниками. Речь, в частности, идет о способности детей этого возраста часами в одиночку заниматься любимым делом. В этом возрасте важно обеспечить ребенка различными дидактическими развивающими играми.

Показателями самостоятельности старшего дошкольника выступают: стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны

других людей, умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Характерные черты развитой самостоятельности:

а) умение выполнять работу по собственной инициативе, замечать необходимость тех или иных действий (полить цветы, если земля сухая;

увидев беспорядок, устранить его);

б) умение выполнять работу без посторонней помощи, без постоянного контроля взрослого;

в) сознательность действий, наличие элементарного планирования (умение понять цель работы, предвидеть ее результат);

г) умение давать достаточно адекватную оценку своей работе, осуществлять элементарный самоконтроль;

д) умение переносить известные способы действия в новые условия.

Отставание в развитии самостоятельности у дошкольников во многом является следствием неправильной организации деятельности детей, ошибок воспитания: излишняя регламентация деятельности, постоянный контроль и опека, преобладание прямых приемов руководства действиями детей, обучение действиям путем прямого подражания показу взрослого и т. п. И наоборот, воспитание самостоятельности идет успешно, когда взрослый активно побуждает детей к проявлению инициативы, учит их самостоятельному планированию предстоящей работы, развивает умение рассказывать о предстоящей работе, выделять ее цель, результат.

Важную роль в развитии самостоятельности играет обучение детей элементарному самоконтролю. Самоконтроль осваивается детьми постепенно: от умения осуществлять его по достигнутому результату к самоконтролю за способом осуществления деятельности и на этой основе к самоконтролю за деятельностью в целом

Следует развивать стремление к дружной самостоятельной деятельности, воспитывать привычку к использованию нравственно-приемлемых способов взаимодействия, активно внедрять элементы взаимообучения и взаимопомощи. Использование заданий типа «Научи своего товарища тому, что умеешь сам», выполнение работы по коллективному замыслу его участников, самостоятельная организация деятельности по предложенному воспитателем заданию — все это способствует постепенному развитию самостоятельности детей в совместной деятельности. Стимулом к проявлению самостоятельности является положительная оценка воспитателя, создание общественного мнения, а также активно поддерживаемое педагогом стремление старших дошкольников стать самостоятельными.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Некоторые проблемы отбора языкового минимума с точки зрения развития культуры общения
Значение отбора четко ограниченного языкового минимума при обучении иностранному языку трудно переоценить. Именно на усвоение этого ядра, имеющего обязательный характер для обучаемых, должны быть направлены основные усилия. Поскольку в качестве целевой установки, определяющей решение многих вопросо ...

Анализ действующих учебников математики на предмет содержания геометрического материала
Как показали исследования психологов, возраст детей от 7-12 лет наиболее благоприятен для формирования геометрических представлений. Детям этого возраста присуще яркость восприятия, наглядная образная память, большой интерес к окружающему миру, богатое воображение, способность легко усваивать матер ...

Выявление динамики в уровнях сформированности самостоятельности в старшем дошкольном возрасте
Цель контрольного этапа эксперимента - определить изменения в уровнях сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, после проведения формирующего этапа исследования. На заключительном этапе исследования нами использовались те же методики: беседа с воспитателями; анкетиро ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0064