Посредником между предметным миром, миром культуры и ребенком является педагог. Основная его роль в том, чтобы создать условия для реализации способностей ребенка, его внутреннего потенциала. Для этого он создает подготовленную среду, в которой ребенок может проявлять себя, действовать самостоятельно в соответствии со своими потребностями и уровнем развития. Важнейшее достижение ребенка, приобретаемое им в условиях самостоятельной активной работы, - умение практической реализации внутренней потребности в саморазвитии.
Формирование этого умения происходит так: к пяти-шести годам ребенок готов к роли старшего в группе: он приходит на помощь малышам и опекает их так же, как когда-то помогали и опекали его. Он – первый помощник взрослых, может заниматься с теми, кто помладше, исполняя роль учителя, может выполнять сложные поручения воспитателя. Это уже новый, более высокий уровень самостоятельности – самосознание себя, способным приходить на помощь, брать на себя ответственность. Происходит развитие внутренней дисциплины, основанной на уважении свобод людей, находящихся вокруг, и следовании правилам, существующим в социуме. Ребенок способен к самоконтролю, умеет управлять своим поведением, соблюдает правила игровой, предметной, трудовой деятельности, выполняет требования взрослых.
Для успешного осуществления самостоятельной деятельности детей необходима культурно-развивающая пространственно-предметная среда. Культурно-развивающая пространственно-предметная среда дошкольного учреждения понимается как совокупность предметов, используемых в процессе развития у дошкольников ценностно-смысловой сферы на материале истории и культуры родного края. Среда удовлетворяет потребность ребенка в познавательной деятельности, получении информации о построении взаимоотношений с окружающим миром, создает определенную психологическую комфортность ребенку: внутреннюю защищенность, выбор различных форм активности и самостоятельности.
Основными условиями проектирования среды, способствующей ценностно-смысловому развитию детей дошкольного возраста на материале истории и культуры родного края, выступают:
четкая оформленность в среде предметных источников, раскрывающих ценностный потенциал произведений искусства авторов;
наличие предметов реального мира, а также мира мифов, легенд, сказок, раскрывающих обобщенное представление о жизни людей;
насыщение пространства предметами народной культуры, в которых отражен опыт саморазвития и самосохранения;
сочетание заданных и свободных сред, обуславливающих развертывание самостоятельной деятельности ребенка;
представленность в среде предметов детской субкультуры;
насыщение знаками и символами культуры родного края;
представленность в среде народной игры как одного из феноменов культуры.
Предметный мир, окружающий ребенка, раскрывает ценностный потенциал культуры родного края, выступает средой развития способов познания, сохранения и преобразования ребенком себя, становления социокультурного опыта.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.
Психолого-педагогические аспекты при решении задач с параметрами в средней
школе
«Все подлежащее усвоению должно быть распределено сообразно сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте» - писал Я.А. Коменский в «Великой дидактике». Учет возрастных особенностей - один из основополагающих педагогических при ...
Особенности развития координации движений у детей младшего школьного
возраста
Как мы уже выяснили, координация движений - это двигательная способность, которая развивается посредством самих движений. И чем большим запасом двигательных навыков обладает ребенок, тем богаче будет его двигательный опыт и шире база для овладения новыми формами двигательной деятельности. Координац ...
Методические рекомендации по формированию лексики детей дошкольного возраста
со стертой дизартрией
Поскольку в эксперименте мы выявили особенности формирования предикативного, атрибутивного и номинативного словаря детей 5-6 лет со стертой дизартрией, то, по нашему мнению, необходима специальная коррекционно- развивающая работа с детьми со стертой дизартрией, направленная на обогащение словаря, у ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.