Педагогика и образование » Специфика социально–психологического климата подросткового класса сельской школы » Характеристика подросткового класса

Характеристика подросткового класса

Страница 2

В силу этого нижняя граница подросткового возраста 10 - 11 лет, а нижняя соответственно 14-15.

В данном возрасте ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте собственной учебной деятельности подростка.

Присущая деятельность этого возраста включает в себя следующие виды:

учебная;

общественно-организационная;

спортивная;

художественная;

трудовая.

При выполнении любой из этих видов деятельности у подростка возникает осознанное стремление участвовать в общественно необходимой работе, становиться общественно значимым.

Он учится строить взаимоотношения в различных коллективах с учетом принятых в нем норм взаимоотношений, рефлексии собственного поведения, умения оценивать возможности своего "Я". Это, как уже говорилось выше, наиболее сложный переходный возраст от детства к взрослости, когда возникает центральное психическое, личностное новообразование человека - "чувство взрослости".

Один из ведущих исследователей подростничества Д.И. Фельдштейн подчеркивает, что социальное созревание человека. Структурирование его самоопределения и самопознания как активно действующего субъекта определяется трансформацией общей позиции "Я по отношению к обществу" на две приходящие на смену друг другу позиции "Я в обществе и "Я и общество", причем подростничество достаточно неоднородный период становления личности.

В этом периоде Д.И. Фельдштейн выделяет три стадии:

1) локально-капризную (10-11 лет) когда обострена потребность в признании взрослых;

2) "право-значимую" (12-13 лет), характеризующаяся потребностью в общественном признании, в социально одобряемой полезной деятельности, что выражается в речевой форме "я тоже могу, имею право, должен";

3) "утверждающе-действенную" (14-15 лет), когда доминирует готовность проявить себя, применить свои силы.

Как отмечает В.А. Караковский, младшему подростку особенно присущи потребность в достойном положении в коллективе сверстников и в семье; стремление обзавестись верным другом, стремление избежать изоляции как в классе, так и в малом коллективе; стремление отделиться от всего подчеркнуто детского; отсутствие авторитета взрослого; отвращение к запретам в целом и необоснованным в более категоричной форме; переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем; отсутствие адаптации к неудачам. Наряду с этим младший подросток характеризуется повышенной утомляемостью, повышенной эмоциональностью. Иногда резкостью в суждениях (до грубости). Для подростка ведущей деятельность становится общественно полезная деятельность в разнообразных формах. В русле которых и общение со сверстниками и с противоположным полом. При этом учебная деятельность осуществляет индивидуализацию подростка.

Найти себя в себе и в других - основная осознаваемая или интуитивно реализуемая потребность этого возраста.

Главная ценность - система отношений со сверстниками, взрослыми, подражание осознаваемому или бессознательно следуемому "идеалу", устремленность в будущее (недооценка настоящего),

Отстаивая свою самостоятельность, подросток формирует и отстаивает свое самосознание, образ "Я" соотношение реального и идеального "Я". На основе интеллектуализации психических процессов происходит их качественное изменение по линии все большей произвольности и опосредованности.

Как субъект учебной деятельности, подросток характеризуется тенденции к индивидуальности, стремлением чем - то выделиться. Это может усилить познавательную мотивацию, если соотносится с самим содержание учебной деятельности - ее предметом, средствами, способами решения учебных задач.

Стремление к "исключительности" входит в мотивацию достижения, проявляясь в таких ее составляющих, как "награда", "успех". Содержание образования, на мой взгляд, целесообразнее включать в общий социокультурный контекст современной музыки, литературы, живописи, танцев, так как социальная активность подростка направлена на овладение норм поведения в социуме. Возрастные психологические особенности подростка есть следствие не только и не столько биологического созревания и развития, сколько изменения социальных условий жизни и деятельности ребенка, появления в этом отношении новых социальных факторов. На Ф конкретных условий жизни и деятельности, нельзя игнорировать биологические и собственно, психологические закономерности развития.

Из сказанного следует, что понятие возраста подростка, его особенностей не имеет абсолютного значения и подростковый возраст в этой связи не имеет совершенно четких, определенных и абсолютных границ и характеристик. Здесь есть определенные различия, иногда довольно существенные, которые объясняются влиянием конкретных социальных факторов, влиянием различных условий обучения и воспитания подростков. Но основные линии развития, основную характеристику развития детей в подростковом периоде выделить возможно.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2426