Педагогика и образование » Специфика социально–психологического климата подросткового класса сельской школы » Особенности и роль возраста класса в развитии коллектива

Особенности и роль возраста класса в развитии коллектива

Страница 1

Основное новообразование в сознании подростка, по мнению отечественных психологов, стремление быть и казаться взрослым. На этой почве возникает противоречие между потребностью и возможностью быть взрослым.

Для младших подростков эта ситуация усугубляется очередной "кризисной точкой" - переходом из начальной школы в среднюю.

Младший подростковый класс (IV - VI классы).

Значимая деятельность постоянно дифференцируется: таковой становится не только учебная, но и любая в которой подросток сможет самоутвердится, проявить самостоятельность и взрослость - вплоть до антисоциальных деяний. Привлекательна разнообразная совместная деятельность, важную роль в которой играет интересная подача и форма организации.

Групповое общение становится всё более эмоциональным и начинает выходить за рамки учебной деятельности; предметом все чаще становится значимое для ребят взаимодействие, несвязанное с их учебной деятельностью (если таких ярких событий нет в школе, их ищут в других местах) и новыми интересами. Авторитет в классе теперь зависит не от отличной учебы, а от соблюдения неписанного кодекса товарищества, который существенно различается у мальчиков и девочек.

Ожидание от учителя - организатор интересной деятельности, справедливый руководитель, активный заинтересованный участник жизни класса.

Социальная адаптация ребят связана в основном с переходом из начального звена в среднее. Этот период справедливо считается одной из важнейших критических точек в жизни школьников: меняется уклад быта класса, расширяется круг его общения, уменьшается степень его защищенности и стабильности. Но увеличивается ценностно-нормативное поле класса, что связано с его вхождением в разновозрастное школьное сообщество.

Обособление выступает в первую очередь как групповая идентификация, проявляющаяся главным образом в стремлении класса обособиться в среде сверстников и в укреплении чувства "Мы". Внутри класса в силу названных причин происходит также обособление преимущественно в однополых микрогруппах, точнее сказать между мальчиками и девочками.

Все особенности, которые присуще подросткам в раннем подростковом возрасте особенно ярко проявляются в среднем подростковом классе (VII - IX классы).

Совместная деятельность, с одной стороны позволяет удовлетворить ведущую потребность подростков в общении со сверстниками, а с другой стороны, создающая условия для проявления творчества, взрослости и самостоятельности, класс стремится все чаще участвовать в общешкольных делах.

В сфере общения внутри класса накапливается множество противоречий: между девочками, становящимися уже девушками и мальчиками, остающиеся пока мальчиками. Все более привлекательными становятся взросло - юношеские эталоны общения. В классе при этом укрепляется потребность в обще - групповых переживаниях и настроениях.

Ожидание от учителя - советчик в совместной деятельности, и в минимальной степени как организатор и руководитель. Наиболее важные качества, которые ценятся в учителе - это справедливость и заинтересованность в делах класса.

Если посмотреть с одной стороны, то в классе особенно развивается полоролевая адаптация (приобщение школьников к поведению в социуме согласно своему полу). Наряду с этим усиливается адаптация ребят к субкультуре своего класса ("быть как все") и к молодежной культуре ("быть взрослым")

Внешнее обособление класса выглядит главным образом как обособление в той или иной мере от мира "дальних взрослых", а также проявить свою особенность среди сверстников, например в своей параллели.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Анализ психолого-педагогической и методической литературы по вопросам развития речи младших школьников
Речевое развитие младших школьников – одна из основных остро стоящих проблем обучения русскому языку. Наиболее актуальным направлением современной методики русского языка является формирование у учащихся внимательного отношения к слову, к его употреблению, развитие способности воспринимать и оценив ...

Структура модульной системы обучения
Представить модульную систему обучения можно в виде структуры, приведенной на рисунке 1. На нем графически представлены основные этапы разработки и внедрения модульной системы. Сверху показана последовательность выполнения этапов, снизу – технико-организационная документация, которая разрабатываетс ...

Технологизация учебно-воспитательного процесса
Технологизация образования и учебно-воспитательного процесса, в частности, - это объективная тенденция, которая все более активно проявляет себя в школьной практике. Ее объективность обусловлена множеством проблем, которые реально существуют и осознаются как учителями, так и учащимися и их родителя ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0208