Педагогика и образование » Роль невербальной коммуникации в деятельности педагога дополнительного образования » Общетеоретическая характеристика невербального компонента общения

Общетеоретическая характеристика невербального компонента общения

Страница 2

Д.Эфрона, М.Кричли, Ч.Морриса. Серьезным исследованием «боди лэнгвиджа» с конца 70-х гг. начал заниматься автсралийский ученый Аллан Пиз , который является признанным знатоком психологии человеческого общения и автором методики обучения основам коммуникации.

Интерес к невербальным средствам общения в ХХ столетии столь возрос, что выделилась особая область исследований – кинесика (от англ. Kinesics, греч. - kinesis). Основы изучения этой области психологии заложены в 50-х гг. работами шведского ученого Р.Бердвистелла.

Современные представители данной научной области (Дж.Фаст, Дж.Ниренберг) раскрывают закономерности влияния невербальных способов общения на установление контактов и взаимопонимания между партнерами.

Под кинесикой принято понимать зрительно воспринимаемый диапазон движений, выполняющих экспрессивно-регулятивную функцию в общении. Кинесика – это не только «язык тела» (жесты, мимика, позы, взгляд), но также манера одеваться, причесываться. К кинесике помимо названных движений относятся также такие движения, которые связаны с использованием предмета: хлопанье дверью, поскрипывание стулом, почерк. Как видно, кинесика – понятие, использующееся для обозначения различных движений чеоловека, но чаще всего при изучении движений рук и лица.

В нашей стране исследование кинесических средств человеческого общения было начато в 60-х гг. в работах Б.А.Успенского и Т.М.Николаевой, позднее продолжено О.С.Ахматовой, И.Н.Гореловым, А.А.Капнадзе, Е.В.Красильниковой, Г.А.Ковалевой, В.А.Лабунской, А.А.Леонтьевым и другими учеными.

Таким образом, перечисленные факты свидетельствуют о том, что невербальный аспект общения является в определенной степени исследованным, хотя и по сей день в нем имеется достаточно много «белых пятен». Серьезным исследованием проблем невербального общения ученые реально и систематически начали заниматься лишь с 60-х-70-х гг. ХХ века. Литература в основном представляет лишь отрывочные данные об истории развития данной проблемы, что не дает возможности в определенной мере проследить динамику развития научных исследований в области невербалики, выделить основные этапы.

Со времени опубликования Ч.Дарвиным своей работы «Выражение эмоций у людей и животных», учеными были обнаружены и зарегистрированы более 1000 невербальных знаков.

С каждым годом все большим становится убеждение ученых в том, насколько значимым оказываются невербальные средства в ходе взаимодействия людей. Отметим, что данное обстоятельство находит подтверждение в экспериментах, проводимых, в основном, психологами.Эти данные красноречиво говорят об определяющем значении невербалики для психологии общения и взаимопонимания людей, обращают особое внимание на значение жестов и мимики человека.Касаясь особенностей языка телодвижений, отметим также, что его проявление обусловлено пульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет доверять этому языку больше, чем обычному вербальному каналу общения. «Язык телодвижений более правдив, чем язык слов» - справедливо замечает по этому поводу Хорст Рюкле.

Обратимся к вопросу о классификации невербальных элементов коммуникации. Следует отметить, что по невербальному каналу информация транслируется в самых разнообразных формах, которые в отличие от знаковых, всегда многозначны.Общепринято классифицировать невербальные средства коммуникации по сенсорным канала. Одна из таких классификаций представлена в статье М.Битяновой. Она, в частности, среди наиболее популярных в общении современных людей коммуникативных систем выделяет оптическую и акустическую. К оптической системе относятся внешний вид и выразительные движения человека – жесты, мимика, позы, походка и т.д. . Анализ соответствующей литературы позволяет отнести к оптической системе и такую специфическую форму невербального человеческого общения, как контакт глаз.Акустическая система представляет собой различные качества голоса коммуникатора (тембр, высота, громкость), интонации, темп речи, фразовые и логические ударения. Не меньшее значение, как отмечает М.Битянова, имеют и разнообразные вкрапления в речь – паузы, покашливание, смех и прочее.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Содержание работы по орфографии в школе
Формирование орфографических умений и навыков невозможно без орфографических знаний и правил. Из орфографических знаний, правил, умений и н ...

Анализ предметной системы обучения и необходимость ее модернизации на основании интегрирования предметов
Сегодня главной в образовании является предметная система обучения. Если посмотреть на источники ее создания, то можно увидеть, что она соз ...

Методологические противоречия к исследованию коммуникативных умений у детей с аутизмом
Социальные противоречия: Аутизм - это психическое расстройство, связанное с нарушениями функций головного мозга. Можно ли вылечить аутизм у ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru