Педагогика и образование » Роль невербальной коммуникации в деятельности педагога дополнительного образования » Общетеоретическая характеристика невербального компонента общения

Общетеоретическая характеристика невербального компонента общения

Страница 3

Помимо указанных двух наиболее важных систем, человек использует в общении и такую систему, как кинестетическая система – прикосновения, информационная ценность которых связана в основном с такими параметрами, как сила, давление.

Совершенно особое место среди невербальных средств коммуникации занимают пространственно-временные характеристики ситуации общения.

А.А.Леонтьев предлагает классифицировать неречевые компоненты общения на несколько типов в зависимости от их роли в процессе общения:

- «поисковые» компоненты, учитываемые говорящим и слушателем при ориентировке, предшествующей общению;

- сигналы, используемые для коррекции уже установившегося общения;

- регуляторы, разделяемые на сигналы, исходящие от слушателя и подтверждающие понимание, и сигналы, идущие от коммуникатора (говорящего) и «запрашивающие» слушателей о понимании;

- модуляции общения, то есть реакции говорящего и слушателей на изменение условий общения.

В нашей работе мы обратим особое внимание на жесты.

Жесты – движения, имеющие сигнальное значение; это выразительные движения головой, рукой или кистью, которые совершают в процессе общения. Как отмечают исследователи, жесты в процессе общения не только сопровождают речь. На основе жестов можно сделать заключение об отношении человека к какому-либо событию, лицу, предмету. Жест также может сказать о желании человека, его внутреннем душевном состоянии. Особенности жестикуляции человека могут служить основанием для вывода о каком-либо качестве воспринимаемого человека. Именно поэтому жесты относят к выразительным движениям (В.А.Лабунская). В литературе встречаются классификации жестов по различным основаниям. Приведем некоторые из них.

По физической природе жесты можно разделить на две большие группы: головные и мануальные (ручные). Вторая группа, в свою очередь, включает подгруппы жестов, выполняемых одной рукой или обеими руками, и жестов, различающихся по активно используемой части рук: пальцевых, кистевых, локтевых, плечевых или смешанных.

Аллан Пиз в одной из своих работ различает указательные, подчеркивающие (усиливающие), демонстративные и касательные жесты. Указательные жесты направлены в сторону предметов или людей с целью обратить на них внимание. Подчеркивающие жесты служат для подкрепления высказываний. Решающее значение придается при этом положению кисти руки.

Демонстративные жесты поясняют положение дел. При помощи касательных жестов хотят установить социальный контакт или получить знак внимания со стороны партнера. Они используются также для ослабления значения высказываний.

Различают также произвольные и непроизвольные жесты. Произвольными являются движения головы, рук или кистей, которые совершаются сознательно.

Такие движения, если они производятся часто, могут превратиться в непроизвольные жесты. Непроизвольными являются движения, совершаемые бессознательно. Часто их обозначают также как рефлекторные движения. Как правило, они бывают врожденными (оборонительный рефлекс) или приобретенными.

Для выделения жестов служат в основном пальцы. Собственно, свое значение жест приобретает только после принятия пальцами того или иного положения.

Значимость жестов в ходе общения существенно возрастает, когда мы знакомимся с данными работы Т.П.Усольцевой и Т.Г.Григорьевой, в которой говорится о том, что посредством жестов можно передать до 40% информации.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Аспекты инновационного развития высшего образования
В настоящее время наша страна характеризуется рядом процессов, происходящих в экономической и социальной среде. Данные процессы связаны с переходом к наукоёмким технологиям и развитием системы высшего образования. Данная система нацелена на переход к личностно ориентированной подготовке кадров. Одн ...

Белки. Нуклеиновые кислоты
Задача 1. Серповидная анемия возникает на почве замены одного аминокислотного остатка – глутаминовой кислоты – на остаток валина в b-полипептидной цепи молекулы гемоглобина. Фрагмент цепи нормального гемоглобина: -глу-глу-лиз-. Фрагмент цепи аномального гемоглобина: -вал-глу-лиз- (глу-глутаминовая ...

Содержание профессионального обучения
Учебные заведения системы профессионального образования специализированы по группам родственных профессий. Специализация этих заведений позволяет повышать качество обучения, оптимально использовать учебно-производственное оборудование, рационально использовать навыки педагогов. Теоретическое обучен ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.1564