Педагогика и образование » Роль невербальной коммуникации в деятельности педагога дополнительного образования » Особенности невербального общения в деятельности современного педагога дополнительного образования

Особенности невербального общения в деятельности современного педагога дополнительного образования

Страница 2

Однако Л.М.Митина предостерегает, что у многих детей прикосновение может вызвать настороженность. В первую очередь, это бывает у детей, для которых сокращение психологической дистанции создает неудобства и окрашено тревогой. Неприятными оказываются «внеурочные» прикосновения, так как оставляют у ребенка неприятный осадок и в дальнейшем заставляют избегать педагога. Неприятно прикосновение, несущее оттенок давления, силы.

Особое место в системе невербального общения педагога дополнительного образования занимает взгляд, которым он может выразить свое отношение к воспитаннику, его поведению, задать вопрос, дать ответ и т.д.

Воздействие взгляда педагога дополнительного образования зависит от дистанции общения. Взгляд издали, сверху вниз, позволяет педагогу увидеть сразу всех воспитанников, но не дает возможности вглядываться в каждого из них в отдельности. Воздействие взгляда, как отмечает Е.А.Петрова, тем сильнее, чем ближе к педагогу находится ребенок.

Особенно велико влияние пристального взгляда, который может быть и неприятным. Сопровождение педагогом своего замечания взглядом негативно сказывается на состоянии ребенка, мешает поддержанию контакта.

Исследования отмечают, что существует некоторый оптимальный ритм обмена взглядами с детьми на занятии, когда индивидуальный зрительный контакт чередуется с охватом глазами всего кабинета, что создает рабочий круг внимания. Чередование, переключение взгляда важно и при выслушивании ответа. Внимательный, доброжелательный взгляд при выслушивании ответа позволяет поддерживать обратную связь.

Немаловажное значение имеет и дистанция общения (в некоторых источниках – пространственная организация общения). А.А.Леонтьев, в частности, отмечает, что вопрос о взаимном размещении участников общения в пространстве (в особенности расстоянии) довольно актуален, поскольку в зависимости от этого фактора в общении в различной мере используются другие неречевые компоненты, различной оказывается природа обратной связи от слушателя к говорящему. Исследователи утверждают, что дистанция между общающимися зависит от отношений между ними.

Особое место в системе невербального общения педагога дополнительного образования занимает система жестов. Как отмечает Е.А.Петрова, жестикуляция педагога является для воспитанников одним из индикаторов его отношений к ним. Жест обладает свойством «тайное делать явным», о чем педагог всегда должен помнить.

Характер жестов педагога дополнительного образования с первых минут создает определенный настрой на занятии. Исследования подтверждают, что если движения педагога порывисты и нервны, то в результате вместо готовности к занятию возникает состояние напряженного ожидания неприятностей.

Большую роль жесты играют и в обеспечении внимания воспитанников, являющегося важнейшим условием эффективного обучения. Значительными возможностями сосредоточения внимания слушателей обладает именно жест, эмоциональная насыщенность которого, как правило, приковывает внимание аудитории. Среди средств организации внимания почти каждым педагогом дополнительного образования активно используются такие жесты, как жесты указания, жесты имитации, жесты подчеркивания и т.д.

Как отмечает Е.А.Петрова, не менее важна в использовании жестов и такая функция, как активизация различных познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления и воображения. Жесты могут иллюстрировать рассказ педагога, с их помощью может осуществляться активизация зрительного восприятия, памяти, наглядно-образного мышления.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Теоретическое обоснование необходимости логопедического массажа при коррекции дизартрических расстройств
Проблема коррекционно-логопедической помощи детям с речевой патологией в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Необходимость мер по диагностике и коррекции нарушений в развитии детей связана с наличием в стране тревожной демографической ситуации, характеризующейся не только общим снижени ...

Педагогические условия эффективного развития креативности
Наиболее оптимальным развитие креативности представляется в педагогическом процессе в том числе и на уровне школы. Учитель, стремящийся к развитию креативности учащихся, должен, прежде всего, обеспечить условия безопасности для творчества детей в классе, т.е. облегчать и стимулировать появление воп ...

Метод проектов
Метод проектов возник в 1920-е годы в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джоном Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0198