Педагогика и образование » Роль невербальной коммуникации в деятельности педагога дополнительного образования » Особенности невербального общения в деятельности современного педагога дополнительного образования

Особенности невербального общения в деятельности современного педагога дополнительного образования

Страница 1

Содержанием труда педагога дополнительного образования является содействие психическому развитию воспитанника, а главным «инструментом» выступает его психическое взаимодействие с ребенком, педагогическое общение.

Общение, согласно А.А.Леонтьеву, составляет необходимое и специальное условие присвоения ребенком достижений исторического развития человечества.

Невербальные аспекты общения играют существенную роль и в регулировании взаимоотношений, установлении контактов, во многом определяют эмоциональную атмосферу и самочувствие как педагога, так и воспитанника. Следует отметить, что данный аспект педагогического общения находился в поле зрения и до исследований выше указанных авторов. Так, А.С.Макаренко писал, что для него, в его практике, «как и для многих опытных педагогов, такие «пустяки» стали решающими: как стоять, как сидеть, как повысить голос, улыбнуться, как посмотреть». Однако только в последнее время он стал все больше привлекать внимание исследователей феномена общения.

Укажем на то, что средства невербального общения всегда соответствующим образом задействованы в ходе учебно-воспитательного процесса, несмотря на то, что, как правило, педагог не осознает их значения. Общепринято, что во взаимодействии педагога с детьми, как впрочем любых субъектов общения, невербальное общение осуществляется по нескольким каналам: мимика; прикосновение; жест; дистанция общения; визуальное взаимодействие; интонация.

Остановимся на рассмотрении каждой из составляющих процесса невербального взаимодействия в системе «педагог- воспитанник»

Мимическая сторона общения крайне важна – по лицу человека можно иногда узнать больше, чем он может или хочет сказать, а своевременная улыбка, выражение уверенности в себе, расположенности к общению могут существенно помочь в установлении контактов.

Практически бесконечное многообразие мимических движений и их сочетаний (Е.А.Петровой отмечается, что их всего более 20000) дает возможность педагогу выразить свое эмоциональное состояние и отношение к определенному воспитаннику, его ответу или поступку: отразить интерес, понимание или равнодушие и т.д А.С.Макаренко писал по этому поводу следующее: «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, не может дать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение».

Ряд исследований показывают, что воспитанники отдают предпочтение педагогам с доброжелательным выражением лица, с высоким уровнем внешней эмоциональности. При этом отмечается, что чрезмерная подвижность мускулов глаз или лица, как и безжизненная их статичность, создает серьезные проблемы в общении с детьми.

Некоторые исследователи отмечают, что многие педагоги дополнительного образования считают необходимым создавать «специальное выражение лица» для воздействия на детей. Часто – это строгое выражение лица с нахмуренным лбом, сжатыми губами, напряженной нижней челюстью. Это лицо-маска, надуманный образ, якобы способствует хорошему поведению воспитанников облегчает руководство, управление группой.

Кроме того, существует довольно распространенное явление – «определенное лицо для определенного воспитанника».

Но, как профессионал, педагог дополнительного образования должен владеть своим поведением настолько, чтобы этого избегать.

Следующий канал невербального общения – прикосновение, обозначаемое иногда как тактильная коммуникация. Использование прикосновения очень важно при работе с детьми особенно младшего возраста. С помощью прикосновения можно привлечь внимание, установить контакт, выразить свое отношение к ребенку. Свободное передвижение педагога на занятии по кабинету облегчает использование этого приема. Не прерывая занятия, он может вернуть к работе отвлекшегося воспитанника, коснувшись его руки, плеча; успокоить возбужденного.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Обучение детей пространственным ориентировкам на занятиях по физкультуре
Одним из основных принципов детской психологии является положение о том, что различные психические процессы у ребенка можно сформировать путем построения направленного обучения и через организацию его деятельности. Признается очевидным, что двигательная деятельность ребенка представляет собой наибо ...

Роль математики, в формировании и развитии интеллектуальных качеств личности
Особенности развития высших психических функций в среднем и старшем школьных возрастах, описанные в п. 1 - потенциально возможный уровень, т. е. верхняя планка (как правило) в развитии интеллектуальных процессов. Достижению этого уровня способствует изучение учеником гуманитарных и естественно-мате ...

Понятие технологического образования школьников
Проблема технологического образования возникла одновременно с появлением общественного трудового опыта, т.е. исторически ее корни уходят в глубину веков, ко времени образования общественно-экономических формаций. Цели, конкретный характер, роль и место труда в формировании человека определяются соц ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2258