Педагогика и образование » Формирование ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений » Понятие, структура, особенности ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений

Понятие, структура, особенности ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений

Страница 12

Элементы данной модели могут быть использованы в рамках настоящего исследования. По мнению Б.Д. Парыгина, Д.А. Андреевой и Н.А. Ермоленко, адаптацию и социализацию необходимо рассматривать как единый процесс взаимодействия личности и общества, включающий в себя и биологический компонент.

Процесс самоактуализации личности отличается от адаптации и социализации. По мнению К. Роджерса, такой отличительной особенностью является внутренний рост или развитие. В. Франкл говорил об осуществлении личностного смысла как об альтернативе адаптации и идентификации. Самоактуализация в теории А. Маслоу означает стремление к самоосуществлению и самовыражению, это является основной потребностью человека. Самоактуализирующаяся личность имеет большую «свободу воли», менее детерминирована извне, чем обычные люди. Такие люди активны, более автономны и способны к самостоятельным решениям и самоуправлению.

Результаты проведенного в первой главе теоретического анализа сущности, структуры, источников и психологических механизмов формирования и развития системы ценностных ориентации личности позволяют сделать вывод о том, что ценностные ориентации индивида носят динамический характер. Кризисы развития, значимые жизненные ситуации, например, создание семьи, рождение ребенка и пр., оказывают влияние на систему ценностей личности. Анализ литературы позволил определить ценностно-смысловые ориентации как важнейшие компоненты внутреннего мира личности, представляющие собой индивидуальное преломление общественных ценностей, заключающиеся в убеждениях человека в желательности тех или иных целей или способов поведения. Принятие ценностей общества в качестве своих собственных предполагает включение их в личностный смысловой контекст.

Личностные ценности являются источником жизненных целей и смыслов (в том числе и смысла жизни), источником саморазвития и личностного роста. Можно констатировать, что, несмотря на отдельные экспериментальные исследования, проблема изменения структуры ценностных ориентации под влиянием тех или иных обстоятельств недостаточно разработана как отечественными, так и зарубежными психологами.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 

Еще по теме:

Введение краеведческого материала в урок литературы
Решающее значение для организации литературно-краеведческой работы в школе имеет предварительная самоподготовка учителя, его знакомство с историей и памятниками культуры, с примечательными местами родного края. Не меньшую роль играет знакомство учителя с литературными традициями своего края, его ак ...

Особенности знакомства детей среднего дошкольного возраста с миром природы
В 4—5 лет дошкольник проявляет значительный и более глубокий интерес к окружающей его природе: животным, растениям, явлениям погоды. Возникающие в этом возрасте вопросы «зачем?», «почему?», «откуда?» порой ставят взрослых — родителей, педагогов — в тупик, поражают пытливостью детского ума, стремлен ...

Дидактогенный невроз
Помимо понятия «школьная дезадаптация» в литературе встречаются термины «школьная фобия», «школьный невроз», «дидактогенный невроз». Как правило, школьные неврозы проявляются в беспричинной агрессивности, боязни ходить в школу, отказе посещать уроки и т. д. Чаще наблюдается состояние школьной трево ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0197