Педагогика и образование » Формирование ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений » Понятие, структура, особенности ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений

Понятие, структура, особенности ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений

Страница 11

Наиболее ярко этот процесс представлен в среднем возрасте (средняя взрослость). Его главной характеристикой является осознание расхождения между мечтами и жизненными целями человека и действительностью его существования. Э. Эриксон назвал этот период возраста кризисом генеративности или застоя. При нормальной линии развития происходит дальнейшая интернализация ценностей. Личность продолжает самоактуализироваться. Основными ценностями становятся любовь, работа, личная жизнь, творчество, зрелая, полноценная и разнообразная жизнь. Аномальная линия развития личности вызвана осознанием расхождения системы ценностей, жизненных целей и действительным существованием индивида. Оценка этого расхождения в этом возрасте сопровождается, как правило, отрицательным, эмоционально-тягостным состоянием и влечет за собой изоляцию от людей, потерю смысла деятельности и жизни, первые симптомы отклонений в психике, душевные расстройства.

Успешное разрешение кризиса среднего возраста включает обычно переформулировку системы ценностей и целей в рамках более реалистичной и сдержанной точки зрения и осознания ограниченности времени жизни всякого человека.

Психологической основой ценностной ориентации личности является многообразная структура потребностей, мотивов, интересов, целей, идеалов, убеждений, мировоззрения, участвующих в создании направленности личности, выражающих социально детерминированные отношения личности к действительности.

Таким образом, ценностные ориентации личности формируются и развиваются в процессе социализации. На различных этапах социализации их развитие неоднозначно и определяется факторами семейного воспитания и обучения, профессиональной деятельностью, общественно - историческими условиями. Психологическими механизмами формирования и развития ценностных ориентации выступают индивидуально - типологические особенности протекания психических процессов и, прежде всего, мышления, памяти, эмоций и воли, существующих в форме интериоризации, идентификации и интернализации социальных ценностей.

В современной психологии неоднократно предпринимались попытки системных описаний структуры ценностных ориентации личности. Интерес вызывает структурно - динамическая модель системы ценностных ориентации, предложенная М.С. Яницким. Некоторые положения модели, представленные М.С. Яницким, отражены в таблице №1.1.

Таблица 1. 1. Элементы модели системы ценностных ориентаций учащихся.

Параметры

модели

Элементы модели

1

2

3

Ведущие процессы личностного развития

Адаптация

Социализация

Индивидуализация

Формируемые уровни системы ценностных ориентаций личности

Защитный (низший)

Заимствованный (средний)

Автономный (высший)

Основные психологические факторы, определяющие выбор механизмов развития

Высокая тревожность и фрустрационная напряженность

Конформность, зависимость и эктернальность

Осмысленность жизни, интеральность, позитивная «Я-концепция»

Ведущие ценности данных уровней системы ценностных ориентаций личности

«Свобода от», материальный достаток и развлечения

Семья, карьера, престиж и общественное признание

Творчество, активность, свобода, самореализация и широта взглядов

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12

Еще по теме:

Роль игры в развитии личности умственно отсталого ребенка
Длительное время в России дети с умственной отсталостью находились в ведении Министерства социального обеспечения. По сути дела, забота о них сводилась к поддержанию их физического существования. Однако в последние годы ситуация изменилась: возник интерес к воспитанию, обучению и развитию детей с и ...

Дифференциация младших школьников с ЗПР по группам
Для разработки рекомендаций по совершенствованию коррекционно - развивающего обучения младших школьников с задержкой психического развития было проведено исследование, позволившее дать подробное дифференцированное описание психолого - педагогических особенностей участников исследования. В результат ...

Понятие «координационных способностей»
Прежде, чем обозначить понятие координационных способностей, стоит сказать об их важности в развитии человека. Как писал авторитетнейший ученый, профессор Л.П. Матвеев, в век научно-технической революции «грубая сила всё больше уступает место тонко усовершенствованным разносторонним способностям, к ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0081