Педагогика и образование » Социально-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков » Диагностика проблем детей с агрессивным поведением

Диагностика проблем детей с агрессивным поведением

Страница 1

Практическая часть работы проводилась в период социально-педагогической практики в МОУ СОШ №2 г.Купино Новосибирской области.

В рамках данной работы исследование проводилось по направлению: работа с подростками. По другим направлениям: работа с родителями подростков, организация совместной деятельности детей и родителей в соответствии с планом деятельности школы работу осуществляли педагогические работники школы.

Работа проводилась с учениками 9-х классов.

В начале работы над разработкой методики были собраны диагностические материалы, которые позволили бы выявить различные формы девиантного поведения, прежде всего агрессивность детей. Сюда вошли следующие методики:

Таблица 1 Основные методики, используемые при диагностике подростков

Гипотезы

Диагностические методики для проверки гипотез

Агрессивность ребенка обусловлена семейными факторами

а) дефицит внимания по отношению к ребенку.

б) Антисоциальное поведение родителей (агрессия по отношению друг к другу, ребенку и окружающим).

в) Стиль семейного воспитания (культ агрессии)

Методика "Рисунок семьи"

Просмотр журнала и личного дела учащегося, беседа с учителем о семейном положении ребенка.

Беседа с родителями и подростком, а так же сбор информации о материальном и социальном положении семьи.

Агрессивность ребенка обусловлена школьной дезадаптацией.

а) тревожность, неуверенность в себе.

б) психологическая несовместимость с классом, неумение общаться со сверстниками.

Наблюдение за ребенком на уроке и перемене, беседа с учителем.

Тест выявления тревожности у ребенка.

Тест "стиль педагогического общения".

"Социометрическая методика" (изучение межличностных отношений ребенка с классом).

Агрессивность ребенка обусловлена низкими интеллектуальными способностями.

Методика "рисунок человека".

Тест Векслера на интеллектуальное развитие ребенка.

Агрессия вызвана просмотром видеофильмов, кино, компьютерных игр с элементами насилия.

Методика "свободный рисунок".

Беседа с родителями на тему увлечений ребенка в его свободное от учебы время.

Агрессия обусловлена половой принадлежностью (у мальчиков она всегда выше, чем у девочек).

"Тест Руки" Э. Вагнера (раздельное тестирование мальчиков и девочек).

После общего обследования подростков по указанным выше методикам, было выявлено 10 человек (из них 7 мальчиков и 3 девочки) с агрессивным поведением. Из них у 5 человек агрессивность обусловлена семейными факторами, у 2 человек - низкими интеллектуальными способностями, у 2 человек - школьной дезадаптацией, у 1 человека - с компьютерными играми.

На следующем этапе обследования с целью определения уровня агрессивности для подростков данной группы, совместно с социальным педагогом школы, была проведена диагностика по следующим методикам: тест "Неизвестное животное", опросник Басса-Дарки, методика САН.

Диагностика по тесту "Несуществующее животное".

Это проективная методика исследования личности предложена М.З. Друзкевич в 1985г. Испытуемому в этой методике предлагается придумать и нарисовать несуществующее животное мягким карандашом на чистом листе бумаги и назвать его несуществующем именем.

Показатели степени агрессивности выражаются количеством, расположением и характером острых углов, прямые символы агрессии: когти, зубы, клювы. Агрессивные формы защиты – шипы, выступы, иглы, острые углы. Результаты диагностики учащихся по тесту "Несуществующее животное" представлены в Таблице 2.

Таблица 2

Степень агрессивности

Количество человек

Высокий уровень

5

Средний уровень

4

Низкий уровень

1

Диагностика по опроснику Басса-Дарки

Опросник был разработан американским психологом А. Бассом и А. Дарки в 1957г. А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: "… реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий". Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Психолого-педагогические подходы к интеграции обучения
Проблема интеграции обучения и воспитания в начальной школе важна и современна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе. Она обусловлена изменениями в сфере науки и производства. Интеграция – процесс сближения и связи наук ...

Роль игры в развитии личности умственно отсталого ребенка
Длительное время в России дети с умственной отсталостью находились в ведении Министерства социального обеспечения. По сути дела, забота о них сводилась к поддержанию их физического существования. Однако в последние годы ситуация изменилась: возник интерес к воспитанию, обучению и развитию детей с и ...

Особенности воспитательной работы в советской школе
Образование играло ключевую роль в решении проблем идейно-политического воспитания в государстве. Воспитательные возможности социальных наук осознавались и использовались властью в формировании нового типа личности. Директивы, исходившие «сверху», содержали в себе строгие ориентиры и систему требов ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0094