Практическая часть работы проводилась в период социально-педагогической практики в МОУ СОШ №2 г.Купино Новосибирской области.
В рамках данной работы исследование проводилось по направлению: работа с подростками. По другим направлениям: работа с родителями подростков, организация совместной деятельности детей и родителей в соответствии с планом деятельности школы работу осуществляли педагогические работники школы.
Работа проводилась с учениками 9-х классов.
В начале работы над разработкой методики были собраны диагностические материалы, которые позволили бы выявить различные формы девиантного поведения, прежде всего агрессивность детей. Сюда вошли следующие методики:
Таблица 1 Основные методики, используемые при диагностике подростков
Гипотезы |
Диагностические методики для проверки гипотез |
Агрессивность ребенка обусловлена семейными факторами а) дефицит внимания по отношению к ребенку. б) Антисоциальное поведение родителей (агрессия по отношению друг к другу, ребенку и окружающим). в) Стиль семейного воспитания (культ агрессии) |
Методика "Рисунок семьи" Просмотр журнала и личного дела учащегося, беседа с учителем о семейном положении ребенка. Беседа с родителями и подростком, а так же сбор информации о материальном и социальном положении семьи. |
Агрессивность ребенка обусловлена школьной дезадаптацией. а) тревожность, неуверенность в себе. б) психологическая несовместимость с классом, неумение общаться со сверстниками. |
Наблюдение за ребенком на уроке и перемене, беседа с учителем. Тест выявления тревожности у ребенка. Тест "стиль педагогического общения". "Социометрическая методика" (изучение межличностных отношений ребенка с классом). |
Агрессивность ребенка обусловлена низкими интеллектуальными способностями. |
Методика "рисунок человека". Тест Векслера на интеллектуальное развитие ребенка. |
Агрессия вызвана просмотром видеофильмов, кино, компьютерных игр с элементами насилия. |
Методика "свободный рисунок". Беседа с родителями на тему увлечений ребенка в его свободное от учебы время. |
Агрессия обусловлена половой принадлежностью (у мальчиков она всегда выше, чем у девочек). |
"Тест Руки" Э. Вагнера (раздельное тестирование мальчиков и девочек). |
После общего обследования подростков по указанным выше методикам, было выявлено 10 человек (из них 7 мальчиков и 3 девочки) с агрессивным поведением. Из них у 5 человек агрессивность обусловлена семейными факторами, у 2 человек - низкими интеллектуальными способностями, у 2 человек - школьной дезадаптацией, у 1 человека - с компьютерными играми.
На следующем этапе обследования с целью определения уровня агрессивности для подростков данной группы, совместно с социальным педагогом школы, была проведена диагностика по следующим методикам: тест "Неизвестное животное", опросник Басса-Дарки, методика САН.
Диагностика по тесту "Несуществующее животное".
Это проективная методика исследования личности предложена М.З. Друзкевич в 1985г. Испытуемому в этой методике предлагается придумать и нарисовать несуществующее животное мягким карандашом на чистом листе бумаги и назвать его несуществующем именем.
Показатели степени агрессивности выражаются количеством, расположением и характером острых углов, прямые символы агрессии: когти, зубы, клювы. Агрессивные формы защиты – шипы, выступы, иглы, острые углы. Результаты диагностики учащихся по тесту "Несуществующее животное" представлены в Таблице 2.
Таблица 2
Степень агрессивности |
Количество человек |
Высокий уровень |
5 |
Средний уровень |
4 |
Низкий уровень |
1 |
Диагностика по опроснику Басса-Дарки
Опросник был разработан американским психологом А. Бассом и А. Дарки в 1957г. А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: "… реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий". Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
Адаптация к школьному обучению детей в возрасте 6 и 7 лет и анализ причин
дезадаптации
Адаптация к школе — перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. «Благополучное сочетание социальных внешних условий ведет к адаптированности, неблагополучное — к дезадаптации». Основными особенност ...
Нетрадиционные педагогические технологии
Инновационные педагогические технологии – это нетрадиционные педагогические технологии, разрабатываемые в связи с появлением новых информационных технологий, новых методов и приемов обучения, с целью создания наиболее благоприятных психолого-педагогических условий для активизации и реализации лучши ...
Понятие «координационных способностей»
Прежде, чем обозначить понятие координационных способностей, стоит сказать об их важности в развитии человека. Как писал авторитетнейший ученый, профессор Л.П. Матвеев, в век научно-технической революции «грубая сила всё больше уступает место тонко усовершенствованным разносторонним способностям, к ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.