Педагогика и образование » Методика формирования экологических знаний у младших школьников » Формирование экологических знаний у младших школьников при изучении окружающего мира

Формирование экологических знаний у младших школьников при изучении окружающего мира

Страница 1

Одной из главных задач экологического образования на современном этапе является формирование у младшего школьника экологических знаний.

Экологическое образование младших школьников естественно строить через интегрированное обучение.

В отечественной педагогике еще на рубеже XIX-XX вв. была выдвинута идея создания интегрированного курса по ознакомлению детей младшего школьного возраста с природным окружением.

В настоящее время в нашей стране и за рубежом существуют попытки создать интегрированные курсы, направленные на экологическое образование школьников. Так, в современные учебные планы начальной школы уже включен предмет «Окружающий мир», составляющий базу для дальнейшего развития знаний учащихся о природе и обществе. Это говорит о том, что идея интеграции в экологическом образовании признана на современном этапе важным средством формирования экологических знаний учащихся младшего школьного возраста.

Проведем сравнительный анализ по программам Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир», А.А. Плешакова «Мир вокруг нас».

Программа «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой - интегрированная. Задачами курса являются:

формирование разнообразных представлений, понятий о природных и социальных объектах и явлениях, знаний о взаимосвязях в системе «человек – природа - общество», развитие целостного восприятия окружающего мира;

формирование общеучебных умений (выделять существенные признаки объекта, сравнивать, обобщать и др.) и коммуникативных умений (участие в диалоге, построение связного повествования и др.);

совершенствование восприятия, мышления, речи;

формирование общей культуры и эрудиции ребенка;

нравственное становление личности, формирование гуманного отношения ко всему живому; умений взаимодействовать с окружающим миром;

развитие эстетических чувств.

Уже из задач курса видно, что ведется работа по формированию экологических знаний.

В данной программе также выделяется принцип экологизации. Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через Формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде. При этом действие принципа распространяется не только на отношение человека к природным объектам, но и к другим людям (социальная экология). Данный принцип реализуется на уроках окружающего мира, на экскурсиях, в ходе проведения практических работ.

Проанализировав программу А.А. Плешакова «Мир вокруг нас», отметим, что целью курса является воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

К числу важнейших задач курса относятся воспитание к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно - научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Проблема полоролевой социализации детей дошкольного возраста в психолого-педагогической и методической литературе.
Физиологические и психолого-педагогические особенности мальчиков и девочек. С давних времен мальчиков и девочек воспитывали по-разному. Мальчиков воспитывали в духе воинов, защитников , бойцов, девочек как будущую мать, хранительницу семейного очага, Так и сейчас мальчики и девочки ведут себя по-ра ...

Учебная фирма как образовательная технология
Технология учебных фирм достаточно часто применяется в учебном процессе начального и среднего профессионального образования и заключается в имитации работы реально действующего предприятия (фирмы). В соответствии с классификацией педагогических технологий выше названная технология является моделиру ...

Сенсорное воспитание детей
Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой. Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. Однако она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы чувств р ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved 0.2279